«Не бойтесь ребенка за компьютером!»

09:26
0
420
views

Несмотря на свои 31 год от роду, Андрей Трутенко является весьма известным детским психологом. Еще он известен как самый молодой в стране кандидат наук – диссертацию защитил в 26 лет. Работает в Киевском городском центре социальных служб для семьи, детей и молодежи. Основное внимание уделяет профориентации подростков, число тех, с кем он работал, перевалило за тысячу. В Кропивницкий Трутенко приехал прочесть лекции «Как быть родителями детей-инноватороов». В частности, рассказал о том, что делать с детьми, которые переключаются с компьютера на смартфон, а со смартфона на планшет. И такое ли уж это страшное зло? На двух лекциях побывало примерно 130 мамочек (папочек почему-то мало заинтересовала тема). О чем поведал психолог?

– Нынешних детей часто называют «Поколение Z». Откуда название? Из Америки, там еще в конце прошлого века задумались о поколенческих циклах. Двое ученых, Штраус и Хоув, исследовали историю Штатов со времен Колумба и пришли к выводу, что за эти сотни лет сменяются четыре цикла поколений, а всего архетипов поколений они насчитали 25. Поколение Z – это дети поколения Y, или миллениалов, то есть рожденных в 1982 году, которым в 2000-м, при смене тысячелетий, исполнилось 18 лет. Поколение Z существенно отличается от предыдущего. Дети поколения Z – это «цифровые дети». Их существование уже немыслимо без компьютеров, виртуальной и 3D-реальности. И если эти дети будут не такие, будут без всех этих гаджетов, то, когда вырастут, они будут неактуальны на рынке труда – как на украинском, так и на мировом. Шаг поколений – примерно 20 лет.

Люди из одного поколения, вырастая, имеют схожую картину мира. Мировоззренчески они близки. А следующее поколение, то, которое через 20 лет будет, оно будет совершенно другим. И мы от них будем со временем слышать фразу «а вот когда я был маленьким, то…». Я часто привожу в пример свою бабушку. Она родилась во времена Голодомора, ела хлеб с землей. А когда я в детстве плохо кушал, она все время мне говорила «а вот когда….». И до конца своих дней она даже крошек не оставляла после еды – это с детства было заложено, крошки были на вес золота. И так все люди ее поколения. А для меня и моих сверстников крошки – это просто еда, то, что осталось после еды, и это спокойно можно выбросить.

 Другой пример. У кого из вас в детстве был мобильный телефон? Да почти ни у кого, телефоны стали распространенными после 2000 года. А дети наши с первых дней растут в мире, где телефон – обычное дело, в годик можно играть с папиным или маминым телефоном. Это часть мира. И это доступ в мир. Телефон уже давно не просто аппарат, чтобы позвонить. Я ехал в Кропивницкий, опаздывал немного, а я у вас впервые, не ориентируюсь совсем. Так я достал телефон, быстро сориентировался, понял, сколько еще ехать. Телефон – и средство навигации, и средство получения любой информации, которая распространяется мгновенно. Нынешние дети с первых дней живут в мире моментального распространения и получения информации. И если это убрать из их жизни, то вы вырвете их из нормальной жизни.

И я вам скажу такую вещь – вы уже не понимаете своих детей. А если у вас есть внуки… То вы совсем не представляете, что они думают, как мыслят и чем живут.

В чем особенности детей поколения Z? Клиповое мышление так называемое. Когда я хочу своей маме показать какое-то фото на телефоне, то быстро листаю кадры, а мама мне говорит: «Стой, медленнее, я не успеваю». Люди предыдущих поколений уже не могут с такой скоростью воспринимать информацию, как мое поколение. А поколение Z считывает все быстрее моего поколения. Таковы реалии нашего времени.

Мозг – штука уникальная. Нейробиологов и нейропсихологов просто поражает не так давно исследованный факт. С момента осознания ситуации, принятия решения до воплощения этого решения проходит 25-30 секунд! То есть в каком-то смысле мы живем в прошлом. Это у нас, «стариков». А дети поколения Z с самого начала жизни привыкли выбирать из гигабайтов, терабайтов информацию необходимую им. И быстродействие их мозга выше, чем у нас с вами! И они намного лучше отбрасывают ненужное. Клиповое мышление помогает выхватывать нужное.

Я сам проводил эксперимент – человек двадцать, в возрасте 30 лет, 40 и 10 лет просматривают одну и ту же ленту в «Фейсбуке» или «Инстаграме». Чем младше человек – тем он быстрее просматривает! И на отдельных кадрах задерживается на меньшее время. Мы тут схожи с компьютерами. Чем старше компьютер, тем он медленнее работает – это всем известно.

Помните, чему нас учили в свое время? Учили учиться, находить информацию. То есть идти в библиотеку, находить нужный справочник или словарь, искать в нем. Сегодня это не нужно! Вся информация в руках ребенка, в его телефоне.

Есть и обратная сторона клипового мышления. Ребенок зачастую не может концентрироваться на чем-то одном. Поэтому многим не хватает глубины, они знают много и обо всем, но отчасти поверхностно. Но это компенсируется легкостью доступа к нужной информации.

Многие дети на простой вопрос «Чем ты интересуешься?» часто не могут ответить. Ко мне мамочки приводят детей и говорят: «Ему ничего не интересно». А мы начинаем проходить тесты по профориентации, и оказывается, что ребенок мечтает стать звукооператором! А родители этого не знают! Отдали в студию, и он счастлив.

Не надо говорить детям, что они ничем не интересуются. Просто у них другой мозг. Мы умеем глубже углубляться. И ваша задача не отбирать компьютер, а учить детей углубляться. Вычленить его интерес.

И еще очень важная вещь. Кто для ребенка главный пример? Правильно – вы, родители. А вот сейчас задумайтесь – что наблюдает ребенок, когда видит вас за компьютером? Видит, как вы играете или слушаете музыку, смотрите кино. А если ребенок видит, что вы за компьютером работаете? Пишете статью, готовите презентацию, изучаете английский. Для ребенка ничего нет важнее родительского примера. Когда ребенок видит, что вы чаще работаете за компьютером, чем развлекаетесь, то очень велика вероятность, что, когда он вырастет, он за компьютером тоже будет работать! А не будет безработным лентяем, просиживающим сутки напролет в социальных сетях.

Если вам кажется, что уже сегодня ребенок ленится что-то делать, кроме игр и музыки в компьютере, не спешите его осуждать. На самом деле лень – хорошая штука. Она появилась в процессе эволюции для того, чтобы мы не выгорали быстро от борьбы за существование. Выжить или жить – вот зачем лень. Лени стоит бояться, только если ребенок круглые сутки видит папу лежащим на диване и ничего не делающим. Если ребенок видит, что родители заняты, плюс вовлекают ребенка – подмести, помыть посуду, то, скорее всего, он тоже будет со временем увлеченным, развивающимся и счастливым по итогу. И никакой компьютер этому не помешает.

Геннадий Рыбченков

Геннадий Рыбченков

Журналист «УЦ».