«КропФест» в разрезе: сравнения в пользу и не очень

15:23
2760
views

На отшумевшем в начале сентября уже втором национальном фестивале искусств «Кропивницкий» были освоены очередные 7,5 миллионов денег налогоплательщиков. Отзывы самих налогоплательщиков по поводу разнятся – от восхищенного «одобрямса» до возмущенной «зрады».

 

Вооружившись этими отзывами, данными открытых источников и известным тезисом о том, что все познается в сравнении, мы попытались взвесить все «за» и «против» и дать нашим читателям возможность огласить собственный вердикт.

 

О граблях

Со сравнений – прошлогоднего действа и недавнего – и начнем. Из того, что было в прошлом году и чего не стало, – кино под открытым небом. Из того, чего не было, появилась «Литературная толока» на Дворцовой и живописный пленэр.

Украинские писатели и издательства представили свои книги. В том числе Мирослав Дочинец – «Золотой писатель Украины», журналистка-шестидесятница Маргарита Довгань и другие. Читали со сцены, общались с читателями. Плюс.

30 украинских художников – местных и приезжих – при активной организационной поддержке галериста Николая Цуканова 4 дня писали город. По одной работе оставили в областном худмузее, директору которого, Татьяне Ткаченко, принадлежит идея пленэра – предлагала еще в прошлом году, но сложилось только в этом. Это было хорошо, но не обошлось без ложки дегтя: по словам Ткаченко, организаторы фестиваля сначала проинформировали, что холсты художники получат в музее, а потом якобы заявили, что музей отказался принимать материалы и вообще помогать.

«Уважаемые (и не очень)! Это уже дикость. Никогда не выношу на публику такие вещи, но так нагло и цинично поливать грязью сотрудников музея, которые всегда с открытым сердцем пытаются помочь и подставить плечо… это уже слишком», – написала директор музея в «Фейсбуке».

Многие «грабли» остались на местах. Никуда не делась проблема с пригласительными билетами, схема распространения которых осталась непрозрачной, а появившийся механизм заказа через официальный сайт фестиваля не оправдал возложенных надежд – маловато выкинули. Остальное, как и в прошлом году, нужно было «доставать». В результате многие из тех, кто знал, куда и зачем хочет сходить в рамках закрытой программы в театре и филармонии, попасть туда не смог. А те, кто попал, бывало, уходили, оставляя пустые места в зале и неприятный осадок на душе у артистов.

К слову, у главного режиссера «Кропивницкого-2017» Сергея Компанийца, автора идеи театрального шествия, с которого уже дважды начинался фестиваль, были свои мысли по поводу. Но в этом году его не позвали.

– Наше сотрудничество (с фестивалем. – Авт.) было приостановлено, и я могу только догадываться о причинах этого, – говорит Компаниец. – Я очень хотел, чтобы мы значительно больше в этом году вышли с театральной программой за стены помещений. В том числе потому, что это избавило бы фестиваль от проблем с пригласительными билетами.

Другой вариант – продажа билетов в театр и филармонию по фестивальным ценам, например. Так делают на брендовом киевском «Гогольфесте», который проходит больше десяти лет и на который «Кропивницкий» по задумке очень похож. И бюджетных денег чуть меньше потратим, к слову. На тот же «Гогольфест» их дают всего миллион-два, и только в последние годы.

Думается, человек, купивший билет на конкретный спектакль, с большей вероятностью останется в зале до конца представления.

Недодумали, похоже, и с днем открытия «Кропивницкого-2018». Упоминавшееся театральное шествие двигалось по улицам в День памяти погибших за свободу Украины, в очередную годовщину Иловайской трагедии. Основная часть – с огненным шоу – прошла на Театральной площади, где в городе прощаются с погибшими героями. Об этом в «Фейсбуке» напомнил руководитель областного центра поддержки участников АТО Вадим Никитин. Родственники погибших тоже не оценили – некоторые публично.

 

О деньгах

О потраченных гривнях из государственного бюджета – отдельный разговор. Внятного публичного ответа на вопросы, поставленные по этому поводу еще в прошлом году, никто так и не дал. Например, с какого на какой язык, что, кто и для кого переводил почти за 350 тысяч гривен на «Кропивницком-2017», где вроде как не было публично заявленных иностранных гостей.

Остались вопросы и о том, каким образом через систему «Прозоро» проводят государственные закупки задним числом на неконкурентной основе. Система ведь создавалась как раз для того, чтобы так казенные деньги не тратили. Тем не менее, конкурсы на подряды по предоставлению работ и услуг для фестиваля, закончившегося в начале прошлого сентября, проходили еще через два месяца. Всегда с единственным участником, он же – победитель.

В этом году все осталось точно так же. На конец прошлой рабочей недели в «Прозоро» отображалась информация о 28 тендерах, связанных с проведением «Кропивницкого-2018», на общую сумму 1,93 миллиона. Только один прошел до даты непосредственного предоставления услуг. Еще шесть прошли в пределах этих дат, когда услуги уже предоставлялись. Остальные – зад­ним числом, большей частью проведены через систему 4 сентября. Все неконкурентные.

Нет, то, что выступление Анжелики Рудницкой за 100 тысяч гривен может обеспечить только физическое лицо-предприниматель Рудницкая Анжелика Николаевна, или что селить приезжих можно только в «Рейкарце» за 121 тысячу, понять можно. Хотя проведение аукциона на предоставление этих услуг все равно выглядит как фикция. С другой стороны, неужели сценическое оборудование и реквизит в Украине может поставить исключительно 32-летний киевский ФОП Юшков Игорь Олегович и никто другой?

С ним-то зачем играть в тендер задним числом? Почему не провести настоящий конкурс вовремя, может, кто-то из коллег господина Юшкова сможет такое же оборудование сдать в аренду немного дешевле? Публичные конкурентные торги как раз для того придуманы, в том числе, чтобы экономить деньги налогоплательщиков. Вот в нефестивальном Кропивницком не смогли начать ремонт аварийного моста на Объездном, потому что только одна фирма заявилась на тендер. А фестиваль уже два раза прошел…

Из без малого двух миллионов, которые уже показали, большую часть – 1,34 миллиона – освоили именно физлица-«упрощенцы». Из них почти 600 тысяч – упоминавшийся Юшков. В прошлом году он тоже сотрудничал с фестивалем, но скромнее и по-другому. Создавал сценарную концепцию на пересечении искусств, разрабатывал сценарный план, администрировал и режиссировал программу за 108 тысяч гривен. Чувствуете разницу?

Другой киевский предприниматель, 51-летний Николай Иванович Остапчук, тоже работает с организаторами «Кропивницкого» второй год, обеспечивает мероприятия техническим оборудованием на неконкурентной основе задним числом. На прошлом заработал почти 170 тысяч, на этом – почти 300.

Еще четыре физических лица в этом году отработали на фестиваль впервые. Иван Ильич Загурский, данных о предпринимательской деятельности которого в доступных базах нам найти не удалось, обеспечил разработку и монтаж видеоконтента, режиссерско-постановочные работы и услуги виджеинга, в общем на 236 тысяч гривен. Зарегистрированный в Киеве Александр Михайлович Логвин предоставил собственное видеооборудование за 95 тысяч. Местная предпринимательница Татьяна Михайловна Алексеева обеспечила питание на 80 с половиной тысяч.

Наверное, многим приятно будет узнать, что ограду, конструктивы сцены, стулья и пюпитры для оркестра на концерт классики под открытым небом 14 июля, прошедшего в рамках подготовки и проведения фестиваля «Кропивницкий», предоставил за 53 тысячи гривен лично бывший бас-гитарист группы «Скрябин». Ростислав Здиславович Домишевский – так полностью зовут одного из основателей группы по прозвищу Рой и физическое лицо-предпринимателя, у которого арендовали стулья с пюпитрами. ФОП зарегистрирован в Новояворивске Львовской области, где родился Рой. Где зарегистрированы стулья, неясно…

 

О политике

Нет никакой информации о том, что компетентные органы, которые возбуждают дела за растрату нескольких десятков тысяч гривен на каком-нибудь местном ремонте, проявляли интерес к госзакупкам на фестивале. Их в оба года проводят госпредприятия Минкульта – в прошлом году «Державна театрально-видовищна агенція», в этом – «Державна дирекція міжнародних конкурсів та мистецьких програм “Арт-Україна”».

За два года на «Кропивницкий» потрачено около 14,5 миллионов гривен налогоплательщиков. Инициатор – народный депутат Александр Горбунов из «Народного фронта». Об этом напоминают билборды и другие носители, это большими буквами на экране главной сцены. Креативный директор Сергей Проскурня с подмостков одного из самых популярных спектаклей с Адой Роговцевой напоминает, что следующий год – год выборов, призывает «голосувати вірно».

Государство через Украинский культурный фонд в 2018-м профинансировало проведение всего трех фестивалей – нашего, «Украинской Бессарабии» и «Карпатського простору». О последнем – чуть позже, а на «Бессарабию» выделили столько же, сколько на «Кропивницкий», семь с половиной. Это действо проходило в Килие Одесской области под эгидой Павла Унгуряна, тоже народного депутата, от той же партии. В прошлом году вопросы у главы парламентского комитета по культуре вызвало выделение средств из госбюджета на концерт во Львове, дословно, «из-за лоббирования депутата Игоря Васюныка из “Народного фронта”».

 

О контрастах

Теперь – про «Карпатський простір». Продолжаем сравнивать. Этой весной международный фестиваль прошел в Ивано-Франковске в третий раз, участие приняли деятели искусств из 18 стран и официально – целый ряд посольств.

Джазовые музыканты из Италии и Штатов, французская поэтесса с презентацией своего сборника на украинском, сам Андрей Курков модерирует дискуссию о литературе и политике. Театры, кинематографисты, художники, фотографы, скульп­торы, музыканты, визуальные проекты, стрит-арт и все что угодно из Украины, Австрии, Швейцарии, Польши, Литвы, Венгрии, Болгарии, Грузии… Огромная программа на 14 локациях. Чтобы было понятно, по масштабу это несколько наших «КропФестов». Тоже, напомним, из госбюджета финансировалось через тот же Украинский культурный фонд и стоило казне 6 миллионов. На полтора меньше.

Но самый заметный контраст, по мнению родившегося и живущего здесь автора публикации, даже не в экономике, которая выглядит куда более здоровой там. Он в содержании и «выхлопе».

Одна из 12 тематических программ фестиваля в Ивано-Франковске полностью посвящена самому городу. Фотопроекты, презентация интерактивного кроссворда с улицами и площадями, детские мастер-классы по разрисовке иллюстраций со старинными зданиями и дверями, показ документальных фильмов из 100-летней городской хроники и об исчезновении в Украине архитектурных памятников. Тематические чтения Тараса Прохасько. Встреча с продюсером будущего фильма по книге Софии Андрухович, город как один из главных персонажей. Два дня подряд местная активистка Мария Козакевич, которой мэр недавно предложил возглавить городской департамент архитектуры, водит «экскурсии по отреставрированным дверям»…

 

О формате

В целом у их фестиваля есть вполне внятное содержание: культурный обмен между деятелями и потребителями искусства в карпатском регионе, та самая евроинтеграция с «доставкой на дом» для нас и интеграция с Украиной, в том числе в совместных проектах, – для них. И, к слову, нет никаких упоминаний о фамилиях организаторов или инициаторов в «наружке» и прочей наглядности.

Фестиваль «Кропивницкий» большей частью пока выглядит скорее как организованные для жителей одного города гастроли. В этом году слоганом мероприятия стала фраза «Герои среди нас». Сняли и показали на сценах фестиваля 16 историй о людях, которые на энтузиазме готовят мировых чемпионов, кормят обедами бездом­ных и делают другие прекрасные вещи. Но как эти истории вплетены в общую канву всего мероприятия? Сколько людей, пришедших послушать концерт, реально увидели эти истории, сколько из них обратили внимание на то, что показывают на экране? Стали они стержнем его концепции? Какова в целом эта концепция?

Опять же, о концертах. Если мы говорим об оплате развлекательных мероприятий из государственного бюджета, то единственным возможным оправданием этому, которое приходит в голову автору этих строк, могла бы быть поддержка национальных деятелей искусства. И да, наверное, для молодых небогатых театров вроде харьковского «Театра 19» это работает – мы вас поддержим за госсчет, просто чтоб вы были и творили здесь, а не уезжали туда.

Но Рудницкая за 3,5 тысячи долларов? Те же «Бумбокс» и «ТІК» – успешные, дорогие и, очевидно, рентабельные представители отечественного шоу-бизнеса. Говорят, грубо от десяти тысяч за выступление. «Антитела» – в СМИ называют сумму в 6 тысяч. В целом в фестивальных концертах на площади Героев Майдана приняли участие 17 исполнителей и коллективов украинской «попсы». На глаз и прикидку в уме автора, вместе могло обойтись полтора-два миллиона «нашими». Когда пройдут все тендеры, можно будет точнее посчитать, наверное.

Но вот точно ли это те деятели искусств, которые нуждаются в государственной поддержке? Или это просто торговые марки, под которыми продюсеры и прочие труженики бизнеса развлечений, да и сами исполнители зарабатывают деньги на гастролях, корпоративах и прочих отраслевых мероприятиях? У них наверняка и финансовый план есть какой-то, прибыль, рентабельность…

И если это Национальный фестиваль искусств, то они при чем? А если «халявный» праздничный концерт, то неясно, к какому празднику. День независимости раньше прошел, День города ждем – кстати, мэрия всего в 500 тысяч готова уложиться. День памяти погибших уже обсудили.

 

О перспективах

А если – и это, конечно, только субъективное предположение автора статьи, высказанное исключительно как мнение частного лица, – все выглядит похожим на развлекательное мероприятие с агитационными целями, то совершенно непонятно, почему мы с вами должны его оплачивать. Через налоги, государственный бюджет и Украинский культурный фонд.

Впрочем, можно быть уверенными, что фестиваль «Кропивницкий» мы оплатим еще как минимум один раз точно. В следующем году он должен пройти незадолго до выборов в Верховную Раду, куда, очевидно, снова планирует попасть его инициатор. К слову, глава подкомитета по вопросам расходов государственного бюджета в профильном комитете действующего парламента.

Фото Павла Волошина, «УЦ».