Медреформа все равно состоится

12:57
620
views

Во второй половине июля Министерство здравоохранения опубликовало на своем официальном сайте материалы, касающиеся реформирования вторичного звена медицины, старт которой анонсировали на 2020 год. К нему, напомним, относятся узкие профильные специалисты, поликлиники и местные больницы. Что же нас ждет?   Мы изучили документы, представленные МОЗ, и статьи, посвященные медреформе во всеукраинских СМИ. Статей, на удивление, оказалось немного. Возможно, внимание журналистов от этой темы отвлекают поствыборные события, а возможно, недостаток внимания объясняется тем, что со сменой правительства эта реформа может и не состояться. Тем не менее, изменения, которые подготовило МОЗ, весьма интересны и стоят рассмотрения.   Автономию больницам В 2020 году процесс автономизации медицинских учреждений будет продолжен. Его уже завершили учреждения первичного звена – амбулатории и центры первичной медицинской помощи. На их базе были созданы коммунальные неприбыльные предприятия, которые заключили договора с новой структурой МОЗ – Национальной службой здоровья, через которую и получают финансирование напрямую, минуя областные и местные бюджеты. Этот же процесс должны завершить поликлиники и больницы. Согласно данным Минздрава, лидерами в процессе автономизации медучреждений выступают Полтавская (85%) и Харьковская (80%) области. Кировоградщина находится примерно в середине списка – на территории нашей области автономизировано 53% специализированных медучреждений. Наименьшее количество таковых в Луганской области – там договора с НСЗ заключили всего 10% больниц и поликлиник. В разъяснении Минздрава отмечается, что «…місцева влада перешкоджає автономізації своїх закладів». Объясняется это просто – после заключения договоров с Нацслужбой здоровья субвенции в местные бюджеты на развитие медицины прекращаются. Отмечается, что в случае, если учреждение не успеет заключить договор до 1 января 2020 года, оно рискует остаться без государственного финансирования, средства на его содержание придется изыскивать в местных бюджетах. Понадеемся, что к этому моменту Кировоградщина завершит данный этап реформы. – Кроме некоторых трудностей юридического характера, у нас есть сугубо материальные проблемы, – отметил директор Департамента здравоохранения Кировоградской ОГА Олег Рыбальченко. – Этап создания некоммерческих предприятий уже завершили областные учреждения и частично центральные районные больницы. Отстают в этом плане городские учреждения в городах областного значения – Кропивницком, Знаменке, Светловодске и Александрии. В Светловодске и Знаменке имеются дополнительные нюансы – тамошние городские больницы обслуживают также население из районов. Если говорить о материальных проблемах, то основных – две. Первая – это оснащение больниц современным оборудованием. Стоимость современного рентген-аппарата очень высокая, а в больнице он должен быть в обязательном порядке. Вторая проблема – это оснащение больниц и поликлиник компьютерной техникой. В идеале у каждого узкого специалиста должен быть персональный компьютер, но в масштабах областного бюджета это огромные расходы. Поэтому пока мы пытаемся решать проблему пошагово – для начала обеспечить хотя бы по компьютеру на отделение. Но постепенно мы ее тоже решим.   Без направления – плати Теперь перейдем к самому интересному – как все эти процессы отразятся на медицинском обслуживании. Как и для первичного звена, для «вторички» Минздрав разработал внушительный перечень позиций, оплачиваемых Нацслужбой здоровья. Прежде всего это плановая медицинская помощь – консультации специалистов, постановка на учет, плановая госпитализация и так далее. Все эти услуги (включая необходимые лекарства и расходные материалы для проведения обследований и т.д.) пациент получит бесплатно, но только в том случае, если он заключил декларацию с терапевтом или семейным врачом и получил от него направление на лечение. Минздрав разработал пошаговую инструкцию для пациента, как получить необходимую медицинскую помощь:

  1. Получить электронное направление от своего семейного врача, терапевта или педиатра, с которым у вас заключена декларация.
  2. Выбрать учреждение и врача, которым вы доверяете. НСЗ оплатит этому учреждению услуги по вашему лечению.
  3. Записаться на прием.
  4. Прийти в указанное время и получить медицинскую услугу.
  5. Если услуга была предоставлена некачественно или врач требовал денег – подать жалобу в Нацслужбу здоровья. Это можно сделать, позвонив по прямому телефону 16-77.

А теперь неприятный момент: если вы не заключили декларацию с семейным врачом или решили направить себя на лечение сами, оплачивать медицинские услуги придется из собственного кармана. В отличие от плановой, экстренная медицинская помощь является бесплатной, независимо от наличия у пациента декларации. Однако предоставляться она будет в соответствии с международными протоколами (да, на высокую температуру без явных признаков угрозы жизни «скорая» не поедет). Был разработан также список так называемых красных услуг, за которые оплата из госбюджета не предусматривается вовсе. Это эстетическая стоматология, пластическая хирургия – в общем, услуги, не являющиеся жизненно необходимыми. Однако Минздрав оставил за собой право ежегодно изменять перечень гарантированных и «красных» услуг, так что, возможно, через время что-то из «красного» списка попадет в категорию гарантированных.   Перегибы на местах? Уже сейчас, на этапе автономизации и заключения договоров, возникают конфликтные ситуации между Минздравом, местными властями и самими медучреждениями. Так, замминистра здравоохранения Павел Ковтонюк отметил, что в одной из областей (какой именно, он не указал) 20 медучреждений вписали в свой перечень медицинских услуг лечение инсультов. В то же время лишь 5 из них были оснащены томографами. «Лечить инсульт без компьютерного томографа – крутить рулетку. Не может НСЗ купить услугу по лечению инсультов у больницы, в которой нет томографа», – сказал он, отметив, что обеспечение учреждения томографом – обязанность местного совета. Однако на местах часто не согласны так просто дать больницам автономию и лишиться привычных субвенций из госбюджета. Тем более что, согласно нормам законодательства, именно за местными советами остается обязанность проводить ремонты, изыскивать средства на покупку оборудования и т.д. В процессе перехода к новой форме хозяйствования часто выявляются недоработки вроде тех, что озвучил замминистра. А кто-то просто ждет очередной смены власти. – В некоторых районных советах депутаты говорили о том, что хотят решить вопрос автономизации медучреждений после прояснения политической ситуации, – отметил Рыбальченко. – Но в данном случае политика не имеет никакого значения. Реформа первичного звена состоялась, и вернуть все, как было, уже невозможно. Так что реформирование вторичного звена все равно состоится. Виктория Барбанова, «УЦ».