О жажде жизни

14:51
692
views

Сюжет, показанный на областном телевидении, взорвал фейсбучное сообщество. Наши телеколлеги рассказали о девочке, которой отказали в обучении в училище, мотивируя тем, что она передвигается в коляске, а учебное заведение не приспособлено для людей с ограниченными физическими возможностями. Реакция общества: дико, так не должно быть. Все закончилось хорошо, но хочется на эту тему поговорить.

 

Об этой девочке «УЦ» писала год назад. Нас поразила ее целеустремленность, жажда быть активной, образованной, такой, как все люди вокруг. Наташу сковывает инвалидная коляска – но только в передвижении, а не в мечтах и внутреннем напоре. Прошлым летом она продавала квас.

«Эта милая девочка заставила нас в который раз задуматься над одной вечной проблемой – трудо­устройством таких, как она, – писали мы. – Сама Наташа еще учится в школе (!), закончила 10 класс. Живет вдвоем с мамой, которая, естественно, не может работать, поскольку нужно ухаживать за дочкой. Но Наташа – очень целеустремленный ребенок, и она устроилась работать продавцом кваса на летний сезон.

– Чаще всего колясочники даже из дому выйти не могут, – говорит Наташа. – Но я не хочу прожить всю жизнь в изоляции. Да, я не могу ходить, как остальные люди, но я нормально развиваюсь умственно и хочу реализовать себя. У меня есть мечта и цель в жизни».

Она тогда заметила, что найти работу инвалиду-колясочнику в нашем городе очень тяжело. Как оказалось, ей было не так просто и образование получить. В августе прошлого года топ-модель из Кропивницкого Алина Байкова Наташе подарила ноутбук,  чтобы та могла развиваться и быть социально активной. «Я очень хочу получить высшее образование и стать психологом. Может быть, у меня даже в будущем появятся собственный кабинет и много постоянных клиентов. Собственный кабинет и частная практика – это моя мечта», – говорила Наталья Макогон. В педуниверситет она поступить не смогла – совсем немного не хватило баллов – и решила не терять год, а выучиться на бухгалтера…

Вспомнилось. Среди моих одноклассников была девочка с ДЦП. Тогда даже слова такого – инклюзия – никто не знал. В первом классе просто приняли это девочку, отличную от других, и стали опекать. Просто так, как подсказывало детское, природное, человеческое естество. Сегодня существуют целые проекты и программы инклюзивного обучения. И создание очередного такого класса или группы в детском саду – достижение.

О доступности улиц, тротуаров, учреждений говорено много. Казалось, что проблема медленно, но решается. Но дело не в пандусах и лифтах, а в человеческом отношении. Шестнадцатилетняя Наташа Макогон, которая захотела учиться в девятом училище на бухгалтера, наверняка не раз сталкивалась с трудностями. Но получить отказ в обучении из-за того, что она передвигается на инвалидной коляске, а училище на таких, как она, не рассчитано, – это не только унизительно, но и возмутительно.

«Здесь есть пандус, и я думала, что можно договориться, чтобы сделали aудитоpии нa первом этаже, но не получилось. Больше некуда поступать, кроме педунивеpситета, хотя это уже на следующий год. Здесь мне отказали, потому что нет условий – надо ходить, как в школе, по клaссaм», – рассказала Наташа в сюжете.

Журналисты дружно подхватили эту тему и стали искать способ, как помочь девочке. Взять этот вопрос в «информационное кольцо» призвала Елена Кваша, продюсер филиала ПАО «НСТУ “Кропивницкая региональная дирекция”». Владелец галереи «Елисаветград» Николай Цуканов призыв поддержал и заметил: «Когда к нам приходят (приезжают) на колясках, я сам помогаю внести ее с посетителем и уделяю максимум внимания. Это норма. И выставку работ парня на коляске делали». Не только поддержал абитуриентку, но и предложил свою помощь директор колледжа имени Сая Александр Михайлов:

– Колледж Сая заберет девушку без вопросов. Дадим достойное образование, создадим все условия. В этом году выпустили мальчика-колясочника из Знаменки. Умница, ездил каждый день, ни одного пропуска. Вручили диплом под абсолютную любовь и уважение всех студентов и преподавателей. В этом году приняли парня с врожденной глухонемотой – умненький парнишка. Специально для него создали методику обучения и систему оценки знаний.

Примем девушку и подготовим. Есть масса вариантов, системы обу­чения, но придерживаемся, чтобы ребята учились вместе, – тогда в сердцах растет понимания трудностей, милосердие, другие чувствуют себя в окружении сверстников  причастными ко всем событиям, это так важно для них. Все можно сделать для нормальной учебы: этаж, время, форму обучения. Кроме учебы, есть конкурсы, конференции, внеаудиторные мероприятия. И там, я думаю, обязательно нужно участвовать  группой – это необходимо для любого молодого человека.

Нет сомнений, что Наташу приняли бы во многие учебные заведения и создали соответствующие условия. В ситуацию вмешалась начальник управления образования горсовета Кропивницкого Лариса Костенко. Она заявила, что для Натальи Макогон создадут условия для обучения на дневной форме в том же училище №9, куда она хотела поступить.

Буквально на следующий день в сопровождении съемочной группы областного телевидения Наташа написала заявление в приемную комиссию училища. Это только один случай, попавший в поле зрения журналистов и общественности. А сколько подобного происходит ежедневно – известно только тем, кто сталкивается с трудностями и равнодушием.

 

Елена Никитина, «УЦ».