За выборами не соскучились?

15:11
1150
views

Кандидат в депутаты, который пиарится на том, что поставил избирателям лавочку, должен ночевать на ней на протяжении всей каденции.

Перезагрузка так перезагрузка, подумал Владимир Зеленский и прозрачно намекнул своим партийцам: «Все задают вопросы о местных выборах. Вам интересно? Не расслабляйтесь». Будут ли внеочередные местные выборы, интересно
не только «слугам народа», но и всем нам. Более того, по многим жизненным параметрам для населения они важнее парламентских.

По закону очередные местные выборы должны состояться в октябре 2020 года, но отдельные моменты и моментики говорят, а иногда и кричат о том, что это самое народное «волеизлияние» может случиться раньше. «Моментики» – это, к примеру, уже загодя подсчитанные ЦИКом затраты на местные выборы. Или озвученное президентом намерение срочно провести перепись населения с целью упокоения голосующих «мертвых душ». В общем, здесь и далее никакой конспирологии – только логика.

Начнем с того, что нынешние местные советы практически целиком состоят из оппонентов партии «Слуга народа» и президента Зеленского. И это не преувеличение. Сколько «позеленевших» в горсовете Кропивницкого – один, два? И если горсовет Кропивницкого президенту до лампочки, то местные советы Киева, Одессы, Харькова и далее по карте – это более чем серьезная оппозиция для всей Зе-команды. Хотя в данном случае «оппозиция» слишком мягкое слово – речь может идти о злостном саботаже, организации массовых протестов и прочих неприятных вещах, грозящих быстрой потерей рейтинга. Что новой власти накануне местных выборов совсем не нужно. Напротив, сейчас, после эффектного принятия резонансных законов, типа отмены депутатской неприкосновенности, и успешного возвращения моряков из плена, самое время провести молниеносную замену местных элит.

Пожалуй, главным препятствием на пути в новую жизнь может стать… Конституция. В ней оговорена возможность проведения внеочередных местных выборов в отдельных советах, но никак не всеобщих, всеукраинских. А есть еще «Закон о местном самоуправлении», который тоже ограничивает возможности принятия решения о тотальных перевыборах и потому требует срочных корректировок законодательства. Но, кажется, что именно это как раз и не будет проблемой новой Верховной Рады.

Опять-таки, рассуждая логически, с учетом наших традиций и погодных условий, достаточно просто вычислить две возможные даты внеочередных местных выборов – конец ноября нынешнего года и конец апреля следующего. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы.

Что может сдерживать президента и сторонников блиц-крига? Главным образом, незавершенная децентрализация, которая де-факто сопряжена с административной реформой. Более того, преж­девременные выборы могут попросту похоронить запущенную децентрализацию или, в лучшем случае, отложить ее на несколько лет. А еще нужно успеть внести изменения в Конституцию и ряд законов. В то же время осенние выборы позволят без проблем утвердить местные бюджеты-2020 на спущенных новым Кабмином цифрах.

«Апрельские» выборы дают возможность завершить децентрализацию, гарантируют власти частичную потерю рейтинга (не может быть долго хорошо) и принятие местных бюджетов вместо декабря в мае. В общем, куда ни кинь – везде клин. Но, похоже, новая власть этим не заморачивается.

Есть и еще одна проблема для «Слуги народа»: где взять несколько тысяч кандидатов в депутаты и головы? Впрочем, парламентские выборы доказали, что для «СН» и это не проблема. Ум и профессионализм совершенно не обязательны (они случаются в качестве бонуса), главное – чтобы кандидаты в зеленых майках были никому не известны. Похоже, по такому же пути пойдут и многие «старые» партии – а иначе им удачи не видать.

Как ни странно, внеочередные выборы выгодны и «Батькивщине», и ОБЗЖ, и ЕС им. Порошенко. У них, в отличие от «СН», есть штабы, опытные агитаторы, «титушки» и «сетки». И пока не появились какие-то новые партии типа «слуг» и окончательно не отобрали голоса у ветеранов и инвалидов украинской политики  – нужно спешить.

Ефим Мармер, «УЦ».