Я б в директора пошел, пусть меня научат…

14:07
5618
views

Публичные конкурсы на должности директоров школ – дело для нас совершенно новое и необычное. Тем более что требования к претендентам смешные – высшее образование (не обязательно даже педагогическое) и три (!) года педагогического стажа. Все! Автор этих строк, например, поработав три года учителем в 1998-2001-м, вполне может претендовать на должность директора какой-нибудь школы. Впрочем, даже человек, который три года вел кружок художественного свиста в ДЮЦе, может претендовать…

В «директорских» конкурсах, как и в любых других, есть победители и побежденные. А вот четких критериев, увы, нет. По большому счету, их и быть не может. Да, есть тесты на знание законов в области образования, но главное – презентация перспективного плана развития школы. А здесь уж – кто красивее станцует… Побежденные почти всегда считают, что проиграли незаслуженно, – это совершенно нормально. Другое дело, когда так считают все: педколектив, родители учеников, общественные организации, с которыми сотрудничает школа.

Формально поводом для этой публикации стал протест учителей и родителей кропивницкой школы № 22 против нового директора. Точнее, даже не так: не против нового, а за старого.

Больше 35 лет школой руководил Борис Стефанович Набока – директор, действительно гениальный. В прошлом году он ушел с должности, но подготовил себе смену. Ирина Бигун пять месяцев выполняла обязанности директора– все были довольны, и никто перемен не требовал. Но 17 апреля конкурс на должность директора неожиданно для всех выиграла учительница начальных классов из школы «Мрія» Татьяна Бутакова. Неожиданно, потому что учителя и родители, обратившиеся в редакцию, говорят, что Бутакова даже знакомиться не приходила – просто подала документы, не глядя. Против Бутаковой никто ничего не имеет, что можно иметь против человека, который первый раз пришел в школу 2 мая, через две недели после конкурса? Но как же школа?

Однако разговор с Борисом Набокой и начальником управления образования Ларисой Костенко получился не только и не столько о 22-й школе, сколько о директорах школ вообще, об изменении законодательства, конкурсах и т.п.

 

Борис Набока: «От директора зависит все!»

– 60-80-е годы были «золотыми десятилетиями» расцвета педагогической мысли в нашей области, – говорит Борис Набока. – Василий Сухомлинский, Надежда Калиниченко, Арон Резник, Иван Ткаченко, Александр Хмура. Эти имена гремели на всю страну. Почему? Все эти директора обладали даром научного предвидения развития коллектива учителей и учащихся. Они разработали авторские концепции и на практике обосновали их жизнеспособность. Успешно защитили диссертации, стали кандидатами наук. Потому что хороший директор – это ученый, исследователь, новатор, а не манипулятор.

Как я стал директором школы? Более семи лет работал учителем, классным руководителем, руководителем методобъединения. После учебы на двухмесячных курсах меня назначили заместителем директора по воспитательной работе. Потом три месяца учился на курсах директоров.

Я возмущен работой комиссии, которая разрешает человеку без опыта управления (хотя бы год работы заместителем директора) и соответствующего образования претендовать на должность директора школы. В нашем педуниверситете реализуется магистерская образовательно-профессиональная программа «Управление учреждениями образования». Там готовят именно директоров школ. Знаменка, Александрия, Николаевская, Одесская и Днепропетровская области делегируют свих учителей на учебу в магистратуру. В Кропивницком этим не пользуются, видимо, и так все готовые директора.

– Но магистратура, наверное, платная?

– Да, но весь курс обучения стоит в несколько раз меньше одной месячной зарплаты директора школы. Так что это не та сумма, из-за которой стоит отказываться от знаний. Я учусь всю жизнь, подготовил и защитил кандидатскую диссертацию, занимаюсь самообразованием, изучаю опыт директоров школ. Почему сегодня считается, что директор учиться не должен? Что любой человек может прийти, провести презентацию и стать директором школы?

Татьяна Бутакова, наверное, хороший учитель младших классов. Но этого мало, чтобы стать хорошим директором. Лучшие годы своей жизни я отдал школе на Горном. Воспитал плеяду учителей, руководителей школ. Это уникальная школа. У нас отличные учителя, прекрасные дети, сплоченный родительский коллектив, своя педагогическая философия воспитания. Нельзя допустить, чтобы кто-то пришел и, не понимая этой философии, отбросил то, что мы создавали десятки лет.

– Но это ведь не только от директора зависит…

– От директора зависит все! Я приводил вам в примеры директоров 60-80-х. Давайте назовем директоров 90-х. Это Виктор Громовой и Маргарита Борисова, Виктор Поярков и Игорь Яковлев, Галина Войная и Наталья Чередниченко, Любовь Краснова и Светлана Пахомова. Это неординарные личности, которые постоянно учились, создавали свои авторские школы. Хороший директор сумеет привлечь талантливых педагогов, дать им возможность развиваться, создать такую атмосферу в школе, что и дети, и учителя будут идти туда с радостью. Но это не происходит вдруг, для этого нужны годы.

 

Планы и тесты

У Бориса Набоки немало претензий и к проведению конкурса.

– 15 февраля горсовет утвердил ВРЕМЕННЫЙ «Порядок назначения руководителей учреждений образования города Кропивницкого», – говорит он. – В решении горсовета сказано, что этот временный порядок действует до утверждения Министерством образования и науки Типового положения о конкурсе на должность руководителя учреждений образования.

Министерство утвердило Типовое положение 28 марта, 16 апреля оно было зарегистрировано в Минюсте. А на следующий день, 17 апреля, в Кропивницком провели конкурс в соответствии со своим, временным, порядком. В чем причина такой поспешности?

В соответствии с министерским положением, претендент на должность директора должен был посетить школу, познакомиться с членами коллектива и оценить материально-техническую базу, а потом уже разрабатывать перспективный план развития. Это логично. Я не понимаю, план развития чего представляла Бутакова, если она не осмыслила базовых истин, а только использовала фотографии с нашего сайта.

Тесты якобы на знание законодательства, которые разработало управление образования, удивляют своей некорректной формулировкой. Скажите, вопросы типа «сколько разделов в положении таком-то?» или «сколько разделов в законе?» имеют отношение к знанию законодательства в сфере образования? Зачем директору школы считать разделы? У него на рабочем электронном столе находится вся нормативная база, он может в любой момент посмотреть любой закон. Но он должен знать, какой именно закон ему нужно искать, где, какие поправки туда вносились, какие министерские рекомендации обеспечивают эффективную реализацию этого закона. Вот в чем профессионализм менеджера.

Почему не были объявлены критерии оценки этих тестов? Почему конкурсантам после проведения тестов не показали их работы и не назвали правильных ответов? Трудовой коллектив и родители 22-й школы, общественные организации приняли решение о том, что рекомендуют на должность директора школы Ирину Бигун. Почему их мнение не просто не учли, а даже не озвучили?

Борис Набока говорит также о том, что на сайте управления образования вовремя о конкурсе не сообщили. А свои перспективные планы конкурсанты представляли наедине с членами комиссии.

 

Лариса Костенко: «Школе нужен свежий взгляд»

Прокомментировать ситуацию мы попросили начальника управления образования Ларису Костенко.

– Такое решение приняла конкурсная комиссия, а не я, я не глава этой комиссии, но могу сказать свое мнение: если бы вы видели презентацию перспективного плана Татьяны Бутаковой, у вас бы тоже не было сомнений. Мы в прошлом году проводили конкурсы директоров, в этом году семь конкурсов. И эта презентация была на порядок лучше всего, что мы видели и в прошлом, и в этом году. У Бутаковой два образования – педагогическое и экономическое. И мы увидели на презентации пошаговый перспективный план именно управления школой, а не просто какие-то идеи, оторванные от реальности.

Я не скажу, что презентация Ирины Бигун была плохой. Она тоже была хорошей, но…

– А почему эту презентацию никто не видел?

– Мы не допускаем на презентации других конкурсантов. Почему? Потому что часто люди говорят об одном и том же. С одной стороны, послушав другого конкурсанта, человек может растеряться: повторять то же самое как-то глупо. С другой стороны, в таком случае возможен плагиат идей – услышал что-то интересное у коллеги и развил эту мысль у себя.

А журналисты, родители, общественность могут приходить и смотреть презентации.

– Но о них же никто не знал. Информация о конкурсе была опубликована заранее?

– Информация была опубликована на сайте управления образования. И почему при этом о конкурсе не знали, я не могу сказать.

– А почему не было учтено мнение учителей и родителей? Ведь если все родители хотят, чтобы директором оставалась Бигун, то, наверное, они что-то знают… Да и новому директору, наверное, будет сложно в такой ситуации.

– В положении о конкурсе (ни в нашем, которым мы раньше пользовались, ни в министерском, которое мы сейчас получили) такие письма не учитываются. Что касается «будет сложно», то человек понимал, на что идет. Будем надеяться, что она найдет общий язык и с родителями, и с коллективом.

Контракт с Татьяной Бутаковой заключен всего на 1 год и 4 месяца. И мне бы очень хотелось попросить коллектив 22-й школы: давайте дадим ей шанс. В августе 2019 года опять будет конкурс. И я не вижу причин, которые помешают Ирине Бигун принять в нем участие. Я не вижу причин, которые бы помешали ей, с ее опытом управленческой деятельности, принять участив в конкурсе на должность директора какой-то другой школы.

Потому что проверки показывают, что в этой школе далеко не все хорошо. Но люди, которые работают там десятилетиями, этого просто уже не замечают. Не видят проблем, не видят способов их решения. Там просто необходим свежий взгляд.

– В прошлом году похожая ситуация (хотя и не настолько серьезная) была во второй школе, куда директором пришла Инна Базеко, которую до этого тоже в школе не знали и приняли довольно настороженно…

– Да. И сегодня во второй школе все уже в порядке. Там очень много сделано за год, именно потому что человек посмотрел на школу свежим взглядом и увидел, что там нужно срочно менять.

Я вообще считаю (но это мое личное мнение), что лучше, когда новый директор приходит в школу со стороны. Потому что в коллективе уже сложились отношения. И если директором становится завуч этой же школы, то ничего не меняется. А если приходит новый директор, то все мобилизуются.

– У нас есть в педуниверситете магистратура по специальности «Образовательный менеджмент», почему в Кропивницком претенденты на должность директора там не учатся?

– Учатся, хотя и не так много людей. Обязать претендентов мы не можем – нет такого в положении, что человек должен иметь степень магистра именно по этой специальности. Но здесь я полностью согласна с Борисом Стефановичем. Я тоже считаю, что специальное образование – это большой плюс. И, думаю, очень скоро мы придем к тому, что и претенденты, и директора будут получать специальное образование. Они будут учиться, когда увидят ценность этого образования для себя.

Я тоже читаю там небольшой курс и вижу, что большинство магистрантов – выпускники вуза, которые еще в школе не были. Нельзя сказать, что эта магистратура для них бесполезна, но они часто не понимают, что и для чего учат. В идеале человек должен поработать в школе пару лет, потом окончить магистратуру, поработать заместителем директора, а уже потом претендовать на должность директора. Но это в идеале…