Наш Иван Похитонов

13:52
2385
views

Кто из художников родом из нашего края самый известный в мире? Пожалуй, это Иван Похитонов. Прямо в эти дни, до 9 февраля, в Третьяковской галерее в Москве продолжается выставка, посвященная творчеству Похитонова. 170 лет назад он родился 8 февраля. Вот что говорится в аннотации к выставке: «В творчестве одного из самых своеобразных русских пейзажистов второй половины XIX – первых десятилетий XX века поэтический взгляд на мир, свойственный русскому пейзажу настроения, органично сочетается с требовательным отношением к качеству живописи, воспринятым от барбизонской школы. Он выработал особую художественную манеру, позволявшую при очень малом размере картин выражать характерные черты родной природы, живописное богатство пейзажей Франции, Италии и Бельгии. Выставка дает возможность проникнуть в особенности мастерства Похитонова, ощутить совершенство его миниатюрной живописи».

В состав экспозиции вошли около 100 произведений из Третьяковской галереи и частной коллекции. Понятно, почему в России его называют русским художником. Иначе не могут, хотя дед художника был известным запорожским казаком по имени Данила Похитон. Сам Иван Павлович родился в селе Мотроновка Елисаветградского уезда (сейчас это село Зеленый Гай Знаменского района, недалеко от Треповки). Мать художника Варвара Алексеевна – сербка. Похитонов учился в Екатеринославе, Полтаве, Николаеве, Одессе, Москве. Пять лет управлял отцовским имением в родном селе.

А вообще Похитонов скорее гражданин Европы, в которой он прожил немалую часть своей жизни и виды которой тоже писал. Хотя, конечно же, встречаются у него картины «Хутор. Летний вечер. Украина», «Зимние сумерки на Украине». Есть и другие, вероятно, на украинскую тематику, хотя в названиях это звучит типа «На юге России. Овцы на тырле» (тырлом называют территорию возле кошары, самое близкое пастбище). На некоторых картинах присутствуют типично украинские хаты, с побеленными стенами, крытые соломой. Ну и, конечно же, все вы видели портрет Тараса Шевченко работы Похитонова, его очень часто тиражируют у нас в стране. Копии можно видеть на стенах в кабинетах чиновников, на почтовых марках, всяких сувенирных поделках от чашек до рушников. Хотя, конечно, портрет Шевченко работы Ивана Крамского самый известный. Но оба портрета обоих мастеров находятся в Третьяковской галерее.

В мире популярнее всего его пейзажи, причем, в отличие от многих других великих пейзажистов, почти всегда у него в пейзажах присутствуют люди и животные. Великолепные портреты кисти Похитонова (не только Шевченко) тоже известны. И есть у него работы, которые современная молодежь назвала бы «мимимишными» – «портреты» котиков.

«Это какой-то чародей-художник, так мастерски, виртуозно сделано; как он пишет – никак не поймёшь… Чародей!» – говорил о творчестве Похитонова другой художник с украинскими корнями – Илья.Ефимович Репин. В 1882-м году Репин создал портрет Похитонова и снова говорил о коллеге: «Сколько блеска, свежести, какая выдержка рисунка».

К большому сожалению, в нашем Кировоградском областном художественном музее ни одной работы Похитонова нет. Но хоть улицу Советскую в Кропивницком переименовали в улицу Ивана Похитонова, на ней сейчас построен крупный современный жилой комплекс. Кстати, это единственная в мире улица Похитонова.

Работы художника, кроме Третьяковки, есть в других музеях Москвы, Киева, Одессы, Севастополя, Омска, Саратова, Уфы, в Институте бельгийского искусства и в частных коллекциях. У нашего известного местного предпринимателя в коллекции есть работы Ивана Похитонова, но выставлять их на общественный показ он, к большому сожалению, не хочет. В свое время картины Похитонова были в коллекции императора Александра Третьего, висели на стенах Аничкового дворца. Причем несколько из них, виды Болгарии, были напрямую заказаны императором Похитонову.

Периодически его картины продают на самых именитых мировых аукционах «Сотбис» и «Кристис». К примеру, картина «Интерьер с меблированным камином» (так с французского переводит переводчик «Гугл», в оригинале Interieur à la cheminee garnie) была в свое время продана за 180 тысяч 500 фунтов стерлингов. А картина «На пляже» (Sur la plage) ушла на «Кристис» за 409 тысяч 250 фунтов.

Основную часть творческого наследия художника составляют миниатюрные пейзажи, выполненные маленькой кисточкой на дощечках красного или лимонного дерева, обработанных и загрунтованных по особой технологии. К сожалению, во время Второй мировой войны в Льеже сгорел весь его архив и ряд работ. Похитонов всегда был большим поклонником барбизонцев – была такая группа французских художников-пейзажистов в первой половине ХІХ века. Если просмотреть работы барбизонцев Руссо, Дюпре, Милле, Диаза, то можно понять, откуда он брал образчики для своих работ. Можно даже легко найти совпадающие по тематике, компоновке и даже названию картины, к примеру «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» Теодора Руссо и «Летний пейзаж с коровами» Похитонова.

О художнике написано немало книг. Конечно, в изданных в России книгах он представлен как чисто русский художник. Но вот вам цитата из книги авторства М. Рутковского, изданной в Праге в 1925 году под названием «Іван Похітонів»: «22 грудня 1923 року в Брюсселі почив видатний артист-маляр останньої чверті ХІХ і початку ХХ століть – Іван Павлович Похітонів. Бельгійське суспільство і преса однодушно відзначили втрату цього своєрідного таланту, – вони давно вважали його за свого, бо, покинувши рідну Україну ще р. 1878, Похітонів останні тридцять років свого життя провів у Бельгії, в Льєжі, куди переселився з Парижу ще р. 1893 з голосним ім’ям видатного маляра».

В этой небольшой книге о Похитонове говорится как именно об украинце, который всегда помнил родной край и часто его изображал. Правда, когда ему захотелось вернуться в Российскую империю, то он купил поместье в Белоруссии, немало картин он и там написал. Кстати, картина, на которой он изобразил вид своего поместья Жабовщина в Минской губернии, была продана на аукционе за 112 тысяч 500 фунтов.

Не только после смерти картины Похитонова котировались высоко. В Париже он работал на крупную фирму по торговле предметами искусства. По контракту на 10 лет он получал в месяц 1000 франков и 50 процентов от цены каждой проданной картины. В ХІХ веке это были очень серьезные деньги.

А вот для Третьякова, основателя Третьяковской галереи, Похитонов делал уступки. Вот что он писал в 1896 году: «Многоуважаемый Павел Михайлович! Первого сентября нового стиля я послал на Ваше имя в Москву пять ящиков, содержащих двадцать маленьких панно моей работы, – теперь высылаю Вам бюллетени и лист с названиями, номерами, соответствующими таковым же на панно и рамах и с ценой, выставленной против каждой из них. Цены я назначил для удобства в рублях, и как видите, самые скромные: далеко меньше половины того, за что я продавал мои картины до настоящего времени. Делаю это потому, что мне хотелось иметь в Вашей галерее возможно большее количество моих работ». По ранее действовавшей договоренности, Третьяков не был обязан покупать все присылаемое ему Похитоновым, мог возвращать работы. Но ни одной не вернул, купил все.

Жаль, что в Москву сейчас как-то не очень хочется ехать, а так хотелось бы побывать в Третьяковке на этой выставке Похитонова! Всё-таки около ста работ! Это очень солидно, с учетом того, сколько картин находятся в частных собраниях. И проводят такие выставки раз в десять лет.

Хотя Похитонов и был в числе художников-передвижников (пусть и не среди «отцов-основателей»), сегодня, к сожалению, их выставки не передвигаются так, как это было в ХІХ – начале ХХ века. Но, может быть, когда-нибудь и мы сможем вживую увидеть работы этого Мастера, нашего выдающегося земляка.