«Еврономера»: в ожидании решения проблемы

13:59
0
1241
views

«Еврономера», «евробляхи»… Эти слова в последние дни заполонили новостные ленты. Под Верховной Радой продолжается акция протеста владельцев автомобилей, ввезенных в Украину без уплаты налогов. Митингующие обещают сделать акцию бессрочной – до тех пор, пока не будут выполнены их требования.

А требования следующие: снизить стоимость растаможки, легализовать все ввезенные из Европы автомобили, отменить экологический стандарт Евро-5 для машин, бывших в употреблении. С целью разобраться в происходящем и понять, что происходит под стенами ВР, мы обратились к исполняющему обязанности начальника Кировоградской таможни ГФС Евгению Скибицкому.

– Евгений Георгиевич, сейчас тема номер один – митинг владельцев автомобилей с «еврономерами». Это действительно проблема для страны?

– По данным ГФС, в страну ввезено более 60-ти тысяч таких автомобилей. Половина из них – временно ввезенные, вторая половина – транзитные. Последние вызывают большие проблемы. Такой автомобиль ввозится, но не ставится на учет. Что такое транзит? Человеку дается право переехать из одной страны в другую через Украину. Например, из Польши в Молдавию, чтобы сократить путь. Таможенным кодексом установлены сроки транзита – до десяти дней.

Что делают наши предприимчивые автовладельцы? Они могут «заболеть». И мы учитываем справки, которые нам предоставляют, продлеваем срок транзита. Вторая уловка – «поломка» машины, ремонт ее на СТО.

Знаете, почему эти машины называют «евробляхами»? Потому что они подержанные, их сразу можно загонять на СТО – там есть что ремонтировать.

– У нас в области много таких автомобилей? Как вы это контролируете?

– У нас не такой вал подобных машин, по сравнению с приграничными регионами. Машина, которая ввозится на таможенную территорию Украины, на контроле находится в таможне, которая впустила это транспортное средство. Если там по базе данных не прошло, что эта машина в течение десяти дней выехала с территории страны, уведомляют таможню, находящуюся по месту жительства этого гражданина. Если он живет на территории нашей области, сообщают нам.

– И как вы реагируете?

– Мы проводим проверку, выясняем, почему не вывезен автомобиль. Если имеет место нарушение таможенных правил, составляется протокол. Замечу, что у некоторых автовладельцев действительно есть объективные причины. Но, как правило, имеют место нарушения.

– Какую ответственность несет такой нарушитель?

– Есть градация: если пребывание автомобиля просрочено на сутки – штраф в размере десяти необлагаемых минимумов (это 170 гривен). Если от суток до десяти – 3400 грн. Если больше десяти суток – 8500 гривен. Кстати, есть граждане, которые платят этот штраф и продолжают ездить. Приходят сами в таможню и признаются, что нарушили.

– Неужели такие сознательные и законопослушные?

– Дело в том, что за такое нарушение гражданин не может быть дважды наказан. Он ездит по территории Украины, показывает полицейским документы об уплате штрафа.

– Это что касается транзитных автомобилей. А временно ввезенные транспортные средства?

– Временно ввезти транспортное средство без оплаты таможенных платежей на год может только нерезидент, или гражданин другой страны. Условием ввоза является то, что машина должна состоять на учете в стране, из которой вывозится. Такая машина не может передаваться другим лицам. Но передают же, и граждане нашей страны такие транспортные средства используют незаконно.

– А гражданин Украины на каких основаниях может ввезти купленный им за рубежом автомобиль?

– Он должен оплатить таможенные платежи, но есть стандарты. Ниже экологического стандарта Евро-5 вообще невозможно оформить. Машины не позже 2010 года выпуска оформляются со льготным акцизом. В общем, человек, покупающий машину за рубежом, должен знать, что он обязан легально ее растаможить: оплатить пошлину в размере десяти процентов от стоимости автомобиля, акцизный сбор (в среднем от 0,063 до 2,209 евро за один кубический сантиметр объема двигателя) и 20 процентов НДС. Если же гражданин не намерен легально растаможить – придумывает различные схемы.

– Проблема явно есть, ее надо решать…

– Безусловно. Я понимаю людей, которые хотят купить дешевый автомобиль. И порядок в этом направлении наводить надо. Таможня – это орган исполнительной власти. Принять решение должны народные депутаты. Будет ли это более либеральный подход к решению, или правила ужесточатся – например, будет дано право конфисковывать транспортные средства, – решит законодатель.

– Люди стали активнее выезжать в Европу, они видят, сколько там стоят автомобили, сравнивают с нашими ценами. Их протест кажется естественным.

– Да, но давайте всех поставим в равные условия. В месяц в области оформляется до ста машин легально. Люди платят деньги в бюджет. Почему они должны платить, а кто-то – искать схемы не платить? Если мы хотим уменьшить растаможку, давайте делать ее для всех, и для новых автомобилей из салона тоже.

– Если закон изменится…

– Мы будем его выполнять. Изменения в Таможенном кодексе – тоже. Мы понимаем, что возникшую проблему нужно решать на законодательном уровне. Иначе этот снежный ком будет непрестанно расти.

Елена Никитина

Елена Никитина

Заместитель главного редактора «УЦ».