Университетская зимовка: чего не хватает?

13:26
1839
views

Пока госбюджет финансирует потребности вузов на считанные проценты от потребности, одни зарабатывают, внедряют энергосберегающие технологии и работают, а другие под разными «соусами» распускают студентов на время холодов – до весны. На Кировоградщине такой, правда, всего один.

После того как часть крупнейших университетов страны ушла на фактические каникулы больше чем на два месяца, разгорелся нешуточный скандал. СМИ пишут о том, что такого, мол, не было даже в 90-х, а профильное министерство кивает на оборонку.

Резонанс

Первыми о зимних каникулах длиной в летние из-за проблем с отоплением заявили крупнейшие вузы Одессы – ОНУ им. Мечникова, юридическая академия, академия пищевых технологий и другие. Позже стало известно, что «гуляют» также Национальный университет пищевых технологий в Киеве, Львовская политехника и национальный университет имени Ивана Франко…

Но наибольший накал общественного мнения вызвала ситуация в столичном университете имени Шевченко, который считают одним из флагманов отечественного образования. Все началось с поста энергетического эксперта Андрея Геруса в социальной сети «Фейсбук».

– Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко распустил студентов до весны. Причина – отсутствие средств для оплаты за тепло и электроэнергию. Формально это называется «дистанционное обучение». Но все понимают, что ни методики дистанционного обучения, ни квалификации для дистанционного обучения у нас нет. Ну, читайте книги, решайте задачи. У студентов свои планы: немного отдохнуть, немного подзаработать. Думаю, и по некоторым другим университетам такая же ситуация, – в частности, написал он.

Резонанс начал шириться, а журналисты, блогеры и сами студенты – поднимать в публичной плоскости неудобные вопросы. Например, о том, за что люди платят одну из самых высоких в Украине цен за контрактное обучение, за какие услуги университета платит государство, если два месяца студенты будут «самообучаться», и самый главный – куда деваются все эти деньги. Много писали об огромных корпусах советского образца, ота­пливать которые нерационально дорого, о необходимости замены систем отопления в заведениях образования и прочих подобных вещах.

То, что «дистанционка» в Шевченко – скорее оправдание, чем академическая необходимость, косвенно подтвердил в своем комментарии директор департамента высшего образования Министерства образования и науки Олег Шаров. По его словам, всем вузам Украины не хватает средств на оплату коммунальных услуг, поэтому они, мол, структурируют учебный процесс так, чтобы уменьшить эти расходы.

– Корень всего этого достаточно прост. С 2014 года главным приоритетом является безопасность и оборона. Не было бы войны на востоке, я думаю, средств на коммуналку у наших вузов бы хватило, - также заявил чиновник.

Вуз вузу рознь

Действительно, хотя общенациональный резонанс эта ситуация вызвала только сейчас, проблемы с финансированием высшего образования в стране были всегда. Жалобы на холод в аудиториях как киевских, так и кировоградских университетов звучали и раньше, а то, что кто-то мог бы назвать манипуляциями с графиком учебного процесса, в нашей области началось еще до войны. Осенью 2013 года впервые официально «замерз» Кировоградский (сейчас – Центральноукраинский) национальный технический университет.

– Ситуация серьезная, поэтому перед всеми вузами стоит вопрос экономии, - заявил тогда его ректор Михаил Черновол. - Одним из направлений энергосбережения является изменение графика учебного процесса. Летние каникулы про­длятся два месяца: июль-август. Даже раньше таких каникул не было из-за практики. Сейчас летнюю практику мы смещаем на зиму.

Обычно зимняя сессия начинается в январе, после Рождества, и длится три недели. В связи с тем, что в условиях кредитно-модульной системы большинство студентов сдают сессию «автоматом», на экзамены по расписанию приходят, как правило, только те студенты, кто хочет получить повышенную оценку. Их немного. По сути, использовать для сессии три недели – нерационально. Поэтому мы приняли решение сократить зимнюю сессию до одной недели, а две недели оставшиеся использовать для практики.

В общем, у кого «дистанционное», у кого – «практика», вопросы в украинских реалиях есть к фактическому наполнению обоих понятий. Университет с тех пор так и работает – согласно опубликованному на официальном сайте ЦНТУ графику образовательного процесса, зимняя сессия в этом учебном году проходила в ноябре-декабре. Потом – каникулы практически до конца января и практика. Занятия должны возобновиться только 5 марта.

Хотя ректор тогда и начальник департамента МОН сейчас говорили о «всех вузах», ситуация в них на самом деле очень разная. Например, в Центральноукраинском государственном педагогическом университете имени Винниченко нашли другие способы энергосбережения, помимо изменения графика учебного процесса.

– В этом году поставили систему регулировки тепла во всех корпусах – не выключаем отопление, чтобы ремонты не «убивать», окна пластиковые кругом, - говорит его ректор Олег Семенюк. - Экономим за счет энергосбережения и вполне спокойно можем себе позволить провести зимние каникулы, чтобы студенты не праздновали Рождество и старый Новый год в коридорах. Проблемы, конечно, есть. Если помните, мы были самым большим должником за тепло летом, об этом все писали. Это связано с тем, что в летние месяцы Министерство образования не предусматривает финансирование на вузы – в этом году по нолю копеек стояло на июнь, июль и август за свет, тепло и так далее. Потом, в октябре-ноябре, пришло 4 с чем-то миллиона, мы их отдали и покрыли все. У нас было две недели новогодних каникул до 14 января, сейчас студенты вышли на сессию до 20-30-го, потом неделя каникул, и 5 февраля уже выходят на занятия. В прошлом году мы делали месяц зимних каникул – проводили сессию чуть раньше, до Нового года закрывали. Не было переносов, по субботам не работали, просто уменьшали февральские каникулы, переносили все на январь.

Никаких «отклонений» нет и в Кировоградской летной академии НАУ – там уже начались занятия. По словам начальника академии Сергея Неделько, вуз, где учится много иностранных студентов, не пошел по пути внесения изменений в график, ему есть чем платить за тепло и свет. «Мы накопили немножко», - констатирует он. С 15 января учатся и на медицинском факультете № 2 Донецкого национального медицинского университета, второй год работающего в областном центре Кировоградщины. На вопрос о деньгах его декан Петр Сидоренко отвечает в унисон с начальником «летки»: то, что дает государство, – это 2%, остальное вуз зарабатывает.

Совсем без государственного финансирования решает свои вопросы частный Технологический институт имени Роберта Эльворти, в который реформировался бывший Кировоградский институт коммерции.

– Мы за все платим, у нас тепло – санинспектора приходили, делали замеры, все в соответствии с нормами. Мы работаем. Сейчас идет сессия, занятий как таковых нет, но студенты приходят, сдают экзамены, у кого когда, приходят на консультации – сейчас вот сидит две группы. А с 15 февраля начинается второй семестр, - говорит и. о. ректора Игорь Василенко.

Полная картина

В целом, по словам начальника Управления образования, науки, молодежи и спорта Кировоградской областной государственной администрации Владимира Таборанского, проблемы, подобные тем, что возникли в столичном университете имени Шевченко, касаются только тех вузов, которые финансируются из государственного бюджета, то есть университетов и академий.

– У нас есть заведения, которые финансируются из областного бюджета, хотя находятся в государственной собственности, - уточняет он. – Это пять вузов, которые нам с 1 января передали – кировоградский строительный колледж, колледж механизации, колледж питания и торговли в Кропивницком и два политехнических колледжа – в Александрии и Гайвороне. Они имеют необходимый ресурс для того, чтобы проводить отопительный сезон в соответствии со своим планом работы. Есть у нас еще третья категория – областные заведения, которые таковыми были и остаются. Это педагогический колледж и училище культуры в Александрии, музучилище в Кропивницком и медколледжи в Кропивницком и Александрии. Они также имеют полный финансовый ресурс. Высшие заведения имеют автономию, они сами определяют план своей работы – когда каникулы, когда сессия, когда производственное обучение, а когда теоретические, аудиторные занятия.

В общем и целом не так страшен волк – там, где хотят работать полноценно, находят способы и возможности это делать, несмотря на традиционно скудный бюджетный «паек». Впрочем, так было всегда, причем не только и не столько в сфере высшего образования…