Полдороги на Николаев: проволочка за соседями

13:56
0
936
views

Ремонт километра печально-скандально известной трассы Александровка – Кропивницкий – Николаев в Кировоградской области обходится в 2,5 раза дешевле, чем в Николаевской. И будет ли что-то вообще делаться в этом году на «их» стороне – непонятно.

 

Во всяком случае, Службой автодорог (САД) Кировоградщины уже проведен тендер на ремонт 33 километров от областного центра до Полтавки Компанеевского района за 371 миллион государственных гривен, победители торгов готовы сделать на 30 миллионов дешевле. В соседней области, по оценкам водителей, которым по каким-то причинам приходится ездить по Н-14 сегодня, с состоянием (читай наличием) покрытия дела обстоят гораздо хуже.

– Езжу практически каждую неделю по ней. В Кировоградской хорошо, а в Николаевской – плохо. Если выражаться литературно. Я езжу, иногда в «Фейсбуке» публикую всякие гадкие видео, – говорит бывший прокурор Кировоградской области, общественный активист и фотохудожник Сергей Жолонко, которого мы попросили выступить в качестве эксперта. – В марте в Воссиятском стали перекрывать дорогу. Там люди несчастные, их закрыли, сделали гетто. Я двадцать лет там езжу, раньше Воссиятское процветало, про него писали 15 лет назад в газете «Факты», что там лучшая украинская кухня, все такое. Сейчас там все вымирает. Разбитая дорога, зимой не проедешь, а летом пыль столбом стоит, как на джип-сафари где-нибудь в Саудовской Аравии. По состоянию на месяц назад там отсыпали гравием. Пару дождей было, опять колейность, ямы по полметра есть, по 80 сантиметров. Это катастрофа.

По его информации, тендеры, объявленные в системе «Прозорро» николаевскими дорожниками, должны закончиться где-то к августу.

– И, соответственно, никто ничего в этом году делать не будет, – считает Жолонко.

О торгах на один из участков, о которых он говорит, электронные СМИ сообщали в начале мая – заявленная прогнозная стоимость ремонта 7-ми километров трассы в Николаевской области составила 138,2 миллиона гривен. Как уточнили в тамошней службе автодорог, речь шла как раз об участке между селами Воссиятское и Водяно-Лорино, который наш собеседник и многие его товарищи по несчастью называют самым проблемным на всей «убитой» трассе.

Еще два объявленных ими тендера – тоже на участки возле Воссиятского, протяженностью до трех и один километр сто тридцать четыре метра. Их планируют отремонтировать за 81 с небольшим и (внимание!) без шестисот тысяч 60 миллионов гривен соответственно. Планируют объявлять еще один – на ремонт 3 километров у села Водяно-Лорино – но проведение ремонта на них, мол, возможно только при условии дополнительного финансирования.

– По срокам – сложно спрогнозировать, когда завершится тендерный процесс, – говорит пресс-секретарь николаевской САД Светлана Довженко.

Простой подсчет показывает, что если в Кировоградской области ремонт километра стоит в среднем 11 с четвертью миллионов, то в Николаевской может обойтись больше 25 миллионов.

– У нас участок в Компанеевском районе самый плохой, прошел тендер, сейчас будет полностью перекладываться дорога, район поворота на Устиновку. У нас это делают, – констатирует Жолонко.

Согласно информации, предоставленной областной службой автодорог, на территории Кировоградщины запланирован средний текущий ремонт, технология, использование которой он предполагает, – укладка покрытия в три слоя.

– Регенерация конструктивных слоев – это когда снимается старый слой асфальтобетона специальной машиной, добавляются туда битум, цемент, другие добавки, толщиной 18-20 сантиметров все это укатывается. Отстаивается сколько надо, дальше выравнивающий слой крупнозернистого асфальтобетона, в среднем это 10 сантиметров, третий слой – щебнево-мастичный асфальтобетон. Мы проводим ремонт по маршрутному принципу. Начинаем дорогу и продолжаем, насколько дается финансирование. Если нам дадут дополнительно средства, мы будем делать эту дорогу до конца. В рамках проекта заложена вся дорога (в пределах области. – Авт.). В начале года нам утвердили эти 33 километра, что под них будет финансирование. Так мы работали по дороге МР-4, начали от шестого километра и сейчас дошли до 71-го, – поясняет пресс-секретарь САД в Кировоградской области Жанна Петрович.

А из Николаева деньги в начале года перекинули на Кривой Рог,  утверждает Сергей Жолонко, не в последнюю очередь – из-за позиции главы их областной государственной администрации.

– Кировоградцев больше беспокоит дорога на Николаев, потому что им ехать в Коблево, в Рыбаковку, а николаевцам все равно, и их губернатору тоже, – говорит он.

Мнение активиста и опытного водителя: трассу, которая давно известна всей стране как направление, на котором вместо дороги – «лунный пейзаж» с метровыми ямами, по определению нельзя делать сегментами.

– Это ловушки для автомобильных происшествий, человек набирает скорость, а потом раз – дороги нет, – подчеркивает Жолонко. – Те, кто ездит, знают и на эти уловки уже не попадаются, а для человека, которого навигация туда заведет, это может закончиться трагично. Чтобы люди верили, что что-то происходит позитивное, – нужно начинать с дорог, того, по чему человек ходит и ездит и где он живет. Люди должны спокойно передвигаться хотя бы в рамках межобластных.

По половине дороги, впрочем, до Коблево не доедешь, и автомобилисты с Кировоградщины, как и транзитные, пока остаются заложниками отношения и расторопности чиновников приморского региона.  Один из наших коллег оттуда, впрочем, развенчивает миф о ненужности Н-14 его землякам.

– У нас куча войск, которые постоянно на восток едут, это удобное направление. Я туда лично в АТО пытался несколько раз проехать, но невозможно. Она нужна, конечно, – говорит журналист из Николаева на условиях анонимности.

Отношение руководства области к ремонту он поясняет просто – оно ко всему так относится. Мол, кроме аэропорта, теперешний глава ОГА Алексей Савченко сейчас ничем не занимается, это имиджевый проект, и «все бабло туда ушло».

Тем временем за качество трехслойного ремонта на нашем участке трассы тоже ответят гости области – торги на ремонт двух его частей выиграли ООО «РОСТДОРСТРОЙ», зарегистрированное в Одессе, и ООО «ДС ПРОМ ГРУП» из Броваров, которое уже отметилось на нашей территории полускандалом. Именно «ДС ПРОМ ГРУП» выиграло от недавнего решения тендерной комиссии Кропивницкого, не допустившей победителя торгов, государственный «Кировоградский облавтодор», к масштабному ремонту улицы Короленко в областном центре…

Андрей Трубачев

Андрей Трубачев

Ведущий обозреватель «УЦ», шеф-редактор Интернет-издания «весь Кіровоград».