С днем рождения, Елисаветград-Кропивницкий!

14:07
2030
views

С 90-х годов прошлого века мы празднуем День города в конце сентября, ближе ко Дню памяти святых Захария и Елисаветы. Удобная и комфортная дата – уже не жарко, еще не холодно, студенты вернулись с каникул и т. п. Хотя, в общем-то, давно известно, что на самом деле крепость в честь Святой Елисаветы была заложена не в сентябре, а летом.

Уже пару десятилетий православные жители города празднуют день рождения Елисаветграда 1 июля. Традиционно в этот день проводят крестный ход, просят благословения и заступничества для города и горожан. Однако сегодня исследователи истории крепости считают, что и эта дата не совсем верна.

– Дату 18 июня (1 июля по новому стилю) приводят в своих работах Пашутин и Ястребов, - объясняет настоятель Благовещенского храма, протоиерей Евгений Назаренко. - И до прошлого года это была единственная известная нам дата. Но в прошлом году историк Анатолий Васильевич Пивовар искал в архивах документы по совсем другой теме и случайно наткнулся на этот уникальный документ.

Речь идет вот о чем: «Доношение отъ игументовъ – лубенского іеромонаха Досифея, сорочинского иеромонаха Гавріила, нефорощанского іеромонаха Даміана и отъ протопоповъ сорочинського Димитрія, криловского Симеона с объявленіемъ, что за силу полученного ними изъ катедры указа и о исполненіи по оному сего 754 года июня «12»го съехали къ генералу Глебову, божественную літургію и молебствіе отправили и крепость с-тія Елисавети по чиноположенію церковному заложили…»

– В соответствии с этим документом, крепость была заложена не 18, а 12 июня, то есть 25 июня по новому стилю, - объясняет отец Евгений. - Я не думаю, что дату празднования стоит переносить, все уже привыкли отмечать 1 июля. К тому же одна дата не исключает другую: Пашутин пишет о светских торжествах, здесь же речь идет о том, что крепость заложили по чиноположению церковному.

Важно другое: крепость освятили игумены трех монастырей и два благочинных (это фактически старшие священники над районом, в котором 10-20 приходов, тогда их называли протопопами).

– Это необходимо для освящения строительства?

– Нет. Обычно такие торжества проводил один игумен или протопоп и несколько местных священнослужителей. В данном случае это свидетельствует, во-первых, о статусе события, а во-вторых, о количестве прихожан. На таких литургиях в полевых условиях обычно много желающих причаститься. Один или два священника просто не могут причастить тысячи человек.

А здесь на строительстве крепости работало больше пяти тысяч казаков, людей очень набожных. К тому же мы не знаем, были ли на тот момент церкви в соседних поселениях – Кущевка, Ковалевка и т. п. Скорее всего, какие-то походные церкви были. Но жители все равно могли захотеть причаститься в этот день.

– А почему именно игумены монастырей?

– Казачество и монашество были очень тесно связаны. Ведь изначально казаки – это защитники веры. Монастыри окормляли, духовно кормили казаков. Фактически у каждого гетманского полка был свой монастырь. Вот вы даже можете почитать о тех монастырях, откуда прибыли игумены. Это все именно казачьи монастыри. Сорочинский монастырь находился на землях Миргородского полка. Нехворощанский вообще называли военным. Богомольцами и монахами там были только казаки-запорожцы. Лубенский монастырь – единственный сохранившийся до наших дней – сегодня называется Мгарский. В то время население этого монастыря тоже состояло в основном из запорожских казаков.

– А казаки часто уходили в монастыри?

– Конечно. Это очень верующие люди. Запорожские казаки, которым приходилось жить без жен и детей, - особенно. Об их вере, об их духовных потребностях очень серьезно заботились, иначе очень сложно было поддерживать строгую дисциплину. Вы же знаете, наверное, что богатырь Илья Муромец, не былинный персонаж, а реальный воин, который жил в XII веке, тоже принял монашество. Это вполне логично для воина, у которого нет ни жены, ни детей. В 40-50 лет он уже не эффективен на поле боя, и если к этому возрасту он не стал крупным военачальником, стратегом, то что ему делать? Очень многие казаки принимали монашество – для них это было естественно.

Но и, кроме того, присутствие такого количества священнослужителей, конечно, означает, что церковь готовилась к этому событию на очень высоком уровне. Светские мероприятия по поводу закладки Крепости Святой Елисаветы тоже были масштабными: фейерверк и т. п. Но именно такое внимание церкви говорит об очень большом значении этого события и для монашества, и для казачества, и для людей, живущих на этих территориях.