Ставить ли печать – вам решать

13:55
0
295
views

В Украине отменено обязательное использование печатей в бизнесе. Соответствующий закон вступил в силу 19 июня. Теперь юридические лица и физические лица-предприниматели имеют законное право не ставить оттиски печатей на документах, а ограничиваться только подписью уполномоченного на то лица.

 

Переход от обязательного к добровольному использованию печатей в бизнесе начался три года назад. Поскольку норма была выписана не во всех законодательных актах, это вызывало путаницу: предприниматели не могли понять, в какие инстанции нужно подавать документы с печатью, можно ли от нее совсем отказаться или оставить «на всякий случай».

Вступивший в силу закон исключает из законодательства ряд моментов: требования об обязательном использовании печатей (независимо от их наличия у субъектов хозяйствования); возможность признания документа (соглашения, сделки) недействительным (незаключенным, несовершенным) в связи с отсутствием оттиска печати; необходимость использования печатей во взаимоотношениях субъектов хозяйствования с государственными органами и органами местного самоуправления. Плюс ко всему документ устанавливает административную ответственность за требование государственным органом или органом местного самоуправления наличия оттиска печати на официальном документе. Чиновник, требующий оттиск печати на документе, может быть оштрафован на сумму от 850 до 1700 гривен.

Но, как всегда, есть некоторые нюансы. Пояснить процедуру отказа от печати мы попросили адвоката Михаила Гуртового:

– Печати у нас отменяют уже несколько лет: то из одного закона уберут эту норму, то из другого… Те предприятия, которые были созданы до вступления в силу Закона №1982-VIII и имеющие печать, должны ее ставить, но только, если они не откажутся от нее и не уничтожат.

Раньше была разрешительная система в органах внутренних дел. При выдаче печати ставилась соответствующая отметка на свидетельстве о государственной регистрации: печать выдана, количество штук, каких. Если печать уничтожалась, например, в связи с переименованием, тоже ставилась отметка.

Сейчас этот процесс не регламентирован. Предприятие самостоятельно заказывает печать. И так же ее уничтожает. Для этого создает комиссию, издает приказ и актирует уничтожение печати. Впоследствии этот акт следует предъявлять в инстанции, требующие обязательного наличия оттиска печати. Нет печати – нет оттиска, и законом это уже урегулировано.

Хочу заметить, что права иметь печать никто не отменял. Ее можно использовать для защиты подписи директора или просто в маркетинговых целях. В некоторых уставах предприятий написано, что печать есть в наличии. В таком случае или надо доказывать, что вы ее не изготавливали, или, опять же, уничтожить ее.

Елена Никитина

Елена Никитина

Заместитель главного редактора «УЦ».