Андрей Райкович о батареях и тарифах: «Даром ничего не бывает»

14:08
1353
views

Реальная возможность уменьшить или хотя бы контролировать суммы в собственных счетах за тепло есть у кропивничан, которые живут в 24,5 тысячах городских квартир. Но им иногда мешает ментальность, уверен мэр областного центра Андрей Райкович.

Чуть больше названного количества жилищ до сих пор отапливают два давно просроченных «монстра» советской эпохи. На прошлой неделе в областном центре повысили тарифы на их услуги. По грубой прикидке, подорожание на семь с хвостиком гривен на квадратном метре в сезон коснется около трети населения города.

Андрей Райкович дал эксклюзивное интервью, ответив на вопрос, почему поднимается плата «за батарею», когда это кончится и что делает в этом направлении городской совет.

Что «здобули»

У происходящего с отоплением в Кропивницком – «шлейф» в несколько десятков лет, по мнению городского головы, это отражение отношений государства с потребителями тепла. Сегодня коммунальный «Теплоэнергетик» отапливает более 5 тысяч абонентов, арендное «Кировоградтепло» – почти 19,5 тысячи, на двух основных мощностях – «Теплоэлектроцентрали» и Юго-западной котельной.

– Они были построены для большой и сбалансированной системы. С 2000-х годов в городе начали выдавать разрешения на отключение от централизованного отопления и перевод квартир на автономное. Я не говорю, что это неправильный путь, но он разбалансировал тепловое хозяйство. ТЭЦ перешла на сезонную работу, Юго-западная котельная тоже, было прекращено централизованное снабжение горячей водой. Затем начались проблемы и с системными поставками тепла в микрорайоны – более половины потребителей отключились.

Из-за социальной политики государства, которая часто была в Украине популистской, образовались огромные задолженности – за газ, его транспортировку и распределение, а также за потребленное тепло, которые на сегодня составляют более 300 миллионов гривен.

Что делали

Начиная с отопительного сезона 2015-2016 годов мэрия, по словам ее руководителя, занимается оптимизацией системы теплоснабжения в городе:

– Мы решили вопрос пролонгации задолженности. Это дало возможность вообще провести отопительные сезоны и направить деньги из городского бюджета на поддержку наших теплогенерирующих предприятий, они сделали значительную техническую реконструкцию. Тепловые сети, магистральные и внутренние, были в запущенном состоянии.

Мы ведем принципиальный и профессиональный диалог с Минрегионстроем, Кабинетом Министров. К разработке плана модернизации системы теплоснабжения Кропивницкого привлечены ведущие украинские специалисты, теплотехники, ученые. Сегодня мы уже можем говорить о нескольких конкретных этапах. К формированию бюджета города на следующий год получим план-схему. Чтобы мы могли убедить общество, депутатов и заложить на следующий год средства.

Время и деньги уже вложены в апробацию, технико-экономическое обоснование проектов, которые показали, каким путем надо будет идти. Когда получим план-схему, за счет городского бюджета и привлеченных средств будем развивать модульную систему теплоснабжения. Это путь строительства небольших «кустовых» котельных, которые будут обеспечивать микрорайоны.

Например, в центре города есть шестая школа, детская поликлиника, здание городского совета, третья больница, центр предоставления административных услуг, одиннадцатая школа. Мы строим модульную котельную с запасом мощности, который позволит подключить еще и многоквартирные дома, которые расположены в этом микрорайоне. Желают подключиться – пожалуйста, нет – имеют возможность создать ОСМД и сделать свою автономную котельную.

Тариф

Даром ничего не бывает: город и тепловики должны обеспечивать отопление, а люди, коммунальные и частные предприятия, которые подключены к системе, должны за это платить, констатирует Райкович.

– Правительство, НАК «Нафтогаз Украины», который является монополистом на рынке газоснабжения, положили в основу выдачи разрешений на подключение тепловых предприятий уровень оплаты за потребленное тепло в 90 и более процентов. У нас, к сожалению, уровень оплаты потребителями, которые подключены к коммунальной ТЭЦ, – в пределах 70%, к арендному «Кировоградтеплу» – до 80%.

НАК «Нафтогаз» – коммерческая структура – требует, чтобы мы погашали этот долг. Мол, вам предоставили финансовую децентрализацию, вы должны за счет городского бюджета изыскать возможность. Но это долги не городского бюджета перед тепловиками, а физических и юридических лиц, потребителей. Бюджет города, наша коллективная казна не имеет права рассчитываться за то или иное лицо или частное предприятие.

Что касается тарифа – да, это решение непопулярное, оно не добавляет позитива городскому совету. Людей меньше интересуют проблемы общегородского или общегосударственного характера, людей интересуют семейный бюджет и его баланс. Но вместе с тем уровень себестоимости единицы тепловой энергии рассчитан с рентабельностью почти ноль, меньше одного процента. Это будет работа на грани убыточности, которую может позволить себе только коммунальное предприятие, мы сможем его финансовые проблемы регулировать за счет дотаций.

С 2009 года для «Теплоэнергетика» не поднимали тарифы – за счет бюджета. Это средства, которые городской совет по сути вынимал из карманов у людей, чтобы «доплатить» разницу между установленным тарифом и реальной ценой. 20 миллионов просто украли – банкиры в 2012 году. Обанкротился банк, а в банке были деньги предприятия. 17 миллионов нам должен «Энергорынок» (за электроэнергию, которую производит ТЭЦ. - Авт.) Это государственное предприятие.

Непростой диалог и с местным монопольным поставщиком газа, «Кировоградгаз». Они настаивают, чтобы тепловики умножили цену за транспортировку и распределение на два. Это грабеж. Нельзя с общественностью областного центра в самом центре страны поступать так пренебрежительно.

Хотя долгожданный переход остатков коммунального отопления на «кустовые» котельные безусловно должен сработать и на снижение себестоимости тепла, надо признаться себе: это не означает «автоматического» снижения тарифа на отопление для тех, кто подключит к ним батареи собственной квартиры. Повернуть время вспять не получится, но можем отсрочить следующее подорожание, говорит Райкович.

– Если поднялся тариф, то еще ни разу не произошло обратного действия. И это людей возмущает, люди об этом говорят, это можно понять. Но если мы сейчас будем иметь 47 гривен тариф с квадратного метра и будем делать модернизацию, то в следующий раз повышение будет гораздо позже. Будем заниматься утеплением, ставить энергосберегающие окна, кровлю отремонтируем, сделаем теплоизоляцию, в подвальных частях будет все закрыто, а не будет продуваться, и не будет лишних потерь тепла, сделаем кустовые котельные или модульные котельные на дом. За счет этого сэкономим и продлим действие сегодняшних тарифов на длительный срок.

Надо адаптироваться

Со временем у обоих предприятий-пережитков, которые отапливают треть из того, на что рассчитана их мощность, абонентов будет становиться только меньше. Это очевидно. И тем дороже каждому из них будет обходиться работа и обслуживание огромных агрегатов ушедшей эпохи, которые неэффективно сжигают грандиозные объемы газа. Их можно только выключить.

– ТЭЦ законсервируют и будут использовать в период чрезвычайных ситуаций. Юго-западную котельную надо закрывать, она не отвечает требованиям современности. А «Кировоградтепло» останется в формате обслуживания малых модернизированных предприятий.

Возможных путей к этому моменту несколько. Один из них – дальнейший переход жилищного фонда на автономное отопление в каждой квартире. Этот путь мэр называет примитивным.

– Это бытовое, а не промышленное оборудование. Со временем у него уменьшается коэффициент полезного действия, срок эксплуатации этих энергоустановок достаточно невысок – значительно короче, чем у модульной котельной.

Есть и другие риски. Автономка в каждой квартире означает отключение всего дома от централизованной системы, а там есть не только квартиры, подчеркивает городской голова.

– Многоквартирные жилые дома предусматривают отопление мест общего пользования – подъезды, подвалы, чердаки. Все это после отключения начнет замерзать, а там коммуникации. Эти дома построены по нормативной базе еще Советского Союза. Переделать, перестроить их сейчас – невозможно и нерационально. Для этого надо иметь сверхбольшие средства.

Есть другой путь. Почти весь квартирный фонд приватизирован, это собственность человека, гражданина, семьи. На смену ЖЭО рано или поздно должна прийти новая форма, предложенная государством и применяемая во всем цивилизованном мире,– это создание объединений совладельцев многоквартирных домов, ОСМД.

Им предоставляются финансовые преференции, для них есть возможность брать у государства льготные «теплые» кредиты, значительную часть которых государство списывает при внедрении проектов по утеплению, обустройстве модульных котельных на подъезд или дом… В этом случае будет обеспечен максимальный уровень теплоотдачи, коэффициент полезного действия. Тогда и платеж за реально использованное тепло будет минимальным.

Мы постоянно говорим людям, убеждаем их. К большому сожалению, «наша ментальность» значительную часть людей сдерживает, некоторые из них думают, что завтра все вернется, кто-то придет и все сделает. Но жизнь стремительно идет вперед, и мы должны адаптироваться к новым условиям.

Фото Павла Волошина, «УЦ».