Андрей Райкович: «Нужно решать проблемы, а не ждать»

13:48
0
471
views

Какие острые вопросы Кропивницкого удалось решить, пока в городе был Президент, кого отключат от отопления уже к следующему сезону, сколько уже сегодня заплатят за землю горожан те, у кого она в пользовании, в эксклюзивном интервью рассказал городской голова Андрей Райкович.

По его словам, без вмешательства Президента и Кабинета Министров бюджет областного центра уже весной мог бы «похудеть» более чем на 76 миллионов незапланированных гривен. Такова цена 20 дней, необходимых для монтажа дорожного прохода арки на Левитского, бывшей Колхозной.

Деньги и земля

– Их мы должны были отдать «Укрзалізниці», это дополнительные затраты на организацию движения поездов в объезд города,говорит Райкович.– Это дорого, в бюджете мы эти расходы не закладывали. На сегодняшний день уже есть поручение непосредственно руководителю «Укрзалізниці» – урегулировать этот вопрос без дополнительных затрат для города. Денег лишних нет. У нас они все расписаны до копейки, и мы хотим их эффективно потратить.

Еще результат – Кабмин выделил дополнительные 10 миллионов софинансирования на Центр предоставления админуслуг, под который полностью перестраивают здание бывшего колледжа на бывшей Ленина. Хотя говорить, что эти деньги город сэкономил, будет преждевременным, отмечает мэр.

– Мы запланировали получить поступления в бюджет, но запланировать и получить – это разные вещи. Видим, какая реакция, непонимание со стороны промышленников, собственников земельных участков. У меня тоже есть много вопросов по поводу оценки земли. Но мы отстаиваем позицию государства, городской общины. Государство хочет четко знать о правах собственности на те или иные участки, иметь это все в свободном доступе. Чтобы любой гражданин Украины точно знал, что в городе Кропивницком нет свободных участков, они все уже предоставлены под возможные бизнес-проекты. То, что эти бизнес-проекты не реализовываются, вызывает вопросы. Почему взяли землю под минимальные ставки, минимальные платежи и не используют, не застраивают, не развивают парково-культурные зоны, не создают дополнительные промышленные площади? Например, если комбинат «Ятрань» имеет 10 гектаров земли, а реально нужно три, комбинат может это задекларировать, и семь гектаров отнесут к землям резерва. Можно платить только за то, что ты реально используешь, или выкупить землю. Но держать ее в аренде, платить «две копейки» – государство не настолько щедрое, период дешевизны закончился. Нужно урегулировать, юридически правильно оформить отношения с городской властью, фискальной службой и Госгеокадастром. Моим распоряжением уже создана рабочая группа из специалистов, которые несут персональную ответственность. Но в целом плата за землю в городе увеличилась после новой нормативной оценки на 24%. Это небольшое увеличение.

Об этом писали – оценка, с которой горсовет едва успел вложиться в предусмотренные законом сроки, совпала со вступлением в силу приказа Минагрополитики полугодовой давности. Этим документом установлен «штрафной» коэффициент для расчета платы за использование участков, необходимые данные о которых не внесены в кадастровую карту. Пока никаких санкций нет, подчеркивает Райкович.

– Бизнесу достаточно продолжать платить арендную плату в размерах 2018 года, но уже сейчас нужно приступить к юридическому упорядочиванию документов в соответствии с новым планом зонирования города и требованиями Минагрополитики. Это не рекомендация, приказ министерства получил статус закона Украины, и его нужно выполнять. «Коэффициент 3» – предупреждение, если ваш земельный участок не вошел в признаки ни одной из 35 зон, задекларированных в городе. Тогда вам нужно обратиться в городской совет, даже Госгеокадастр не нужен, мы в пределах нашей компетенции разъясним, какие документы нужно дооформить. А право собственности нужно узаконить на земли, по которым выдан государственный акт постоянного землепользования. Это касается большей частью того, что делалось в 1990-е годы, в начале 2000-х. Нужно узаконить, упорядочить и жить по законодательной базе 2019 года. Я уверен, что бизнесмены успокоятся, что подстрекатели, которые хотят свои личные интересы спрятать за спинами большого, прозрачного и честного бизнеса, проявятся и потеряют свои позиции. Через месяц об этом никто не будет говорить.

Сборная информация о том, сколько всего «недооформленных» участков в Кропивницком, должна появиться на протяжении месяца-двух. В целом, по оценке городского головы, 95% городской земли уже используется, но есть территориальные претензии к соседям.

– Мы сделали нормативную денежную оценку, еще нужно сделать границы в натуре. У нас есть серьезные претензии, и мы обязательно их выставим. Например, к Соколовской объединенной территориальной общине, которая «выхватила» из города большой участок в районе 101 микрорайона. Это нужно законным способом урегулировать. И мы надеемся, что правда будет доминировать.

Тепло и деньги

На прошлой неделе в город приезжали специалисты-теплотехники из академии наук, которые сотрудничают в том числе с Кабинетом Министров, – они будут разрабатывать проект тепломодернизации Кропивницкого. Собирали информацию в управлениях экономики и ЖКХ, технологический и методический материал, паспортные данные и т. п. Очевидно: модернизировать  отопление в городе надо – на селекторном совещании с премьер-министром 5 марта говорили в том числе о цене тепла в разных регионах. Мы, к сожалению, на втором месте по дороговизне, констатирует Райкович. С другой стороны – горожане уже в этом сезоне немало задолжали «за батарею».

– Я понимаю, что 50 с лишним гривен за квадратный метр – это дорого. Так случилось потому, что 65% абонентов отключены от централизованного теплоснабжения. Например, в многоэтажном доме, где 100 квартир, 65 с «автономками», а 35 остались на централизованном. Изношенные тепловые сети, трубопроводы большого диаметра рассчитаны на подачу тепла на 100 квартир, а не на 35. Несмотря на то, что мы сейчас забираем арендованные мощности (у арендатора ООО «ЦНТИ УНГА». – Авт.), мы не будем иметь установленные НКРЭ, урегулированные государством тарифы, потому что у нас уровень учета, обеспечения работающими счетчиками тепла – 38,5%. Один из самых низких в Украине. Люди, которые остались на централизованном отоплении, не заинтересованы в том, чтобы на доме был счетчик. Потому что им придется платить еще больше. Разбили, сломали эти счетчики. Их много было установлено, но теперь много неработающих, выведенных из строя. А они стоят немалых денег. Счетчик абонентам выгоден тогда, когда потребление тепла идет стопроцентное. А когда мы дом «разорвали» на две части автономного и одну – централизованного, счетчик невыгоден. Потому что подъезды отапливаются централизованно, как и подвалы, чердаки, стояки с первого по последний этаж. Там, где «автономки», отрезаны ведь только батареи в квартирах. Все это потери, которые ложатся на плечи тех, кто получает услугу централизованно. Коэффициент полезного действия для них в пределах 50%, не выше. Это люди, которые не могут или не хотят решить этот вопрос. И законы Украины не позволяют отключить их принудительно, мы не имеем права.

По словам городского головы, навести порядок у себя дома можно только самостоятельно – как раз для этого государство дает людям возможность создавать объединения совладельцев многоквартирных домов.

– Как в частном доме – человек сам заботится о своем жилье, сам решает, будет он топить дровами, электричеством или газом. То же касается и многоквартирных домов. ОСМД в приоритете государства, имеют возможность пользоваться государственными финансовыми программами, получать «теплые» кредиты. Их нужно брать, решать проблемы, а не ждать, пока кто-то что-то «отвалит» бесплатно, придет и сделает за вас. Эти времена прошли. И мы должны в домах, где 75 и больше процентов квартир уже отсоединены, помочь, стимулировать или заставить остальных людей отключиться. Мы думаем с городским советом, как защитить людей, которые получают субсидии. Это наиболее юридически и финансово подкрепленное доказательство того, что человек нуждается в поддержке власти. Поэтому по обращениям этих людей мы можем рассматривать вопрос о предоставлении посильной помощи, чтобы они установили «автономку». Например, пенсионеру, у которого минимальная пенсия, нет детей и значительная часть денег уходит на лекарства. Мы не можем его бросить один на один с этими проблемами.

Деньги на это будут искать при перераспределении бюджета по результатам первого полугодия. В конце концов, если подавать тепло к конкретному дому нерентабельно, его будут отключать, констатирует городской голова. Ответ о том, что делать дальше, ждут от академиков – в виде проекта с конкретными техническими предложениями по каждому микрорайону.

– Например, условно, в этом микрорайоне мы ставим кустовую котельную, в этом – мини-котельные на крышах, в этом – отсоединяем все дома, и они сами решают свои проблемы, обеспечиваем теплом только коммунальные учреждения, в другом районе переходим на электрическое отопление в ночной период и так далее. Мы ожидаем экономически эффективную, обоснованную модель. Я ставлю задачу, чтобы это было сделано в максимально короткие сроки. Это непростые планы, но их нужно ставить и выполнять. Другого выхода у нас нет.