Александр Никулин: «Государство — это люди, а не кабинеты»

16:37
1586
views

Александр Васильевич Никулин – несомненно, человек, оставивший след в истории Кировограда – Кропивницкого. Его избрали городским головой в сложные девяностые годы. Он был оппонентом тогдашней власти, поддерживал акцию «Украина без Кучмы», за что и был наказан. Теперь он считает, что Леонид Кучма на самом деле был лучшим из всех президентов Украины. Признает, что сделал в жизни немало ошибок. Имеет свой взгляд на все аспекты нашей жизни – политику, экономику, экологию. Обо всем этом мы и поговорили с Александром Васильевичем, которому не так давно исполнилось 65 лет.

– Как день рождения отметили?

– На день рождения уехал в Карпаты и долго сидел там.

– Почему не на Мальдивы куда-нибудь?

– У меня сейчас жизнь более размеренная. Я уже не так активно занимаюсь бизнесом, хотя достаточно много есть дел. Поэтому стараюсь поближе куда-то ехать.

Знаете, что я больше всего в последнее время ценю? Воздух и спокойствие. В Карпатах это есть. Воздух – наверное, главная составляющая нашего здоровья, хотя мы этого не замечаем, не думаем об этом. Подумаем о детях. У них до пяти лет практически нет иммунитета. Дети, которые живут в городах, уже в первые годы жизни приобретают хронические болезни, которыми потом болеют всю жизнь. Через воздух, через воду.

У людей в возрасте, а я понимаю, что не молодею, тоже с годами уходит иммунитет. И от этого воздуха мы хватаем болячки.

– Но у нас в городах смог не висит такой, как в Пекине, скажем.

– Это только кажется. Многое не видно. На Западе давно осознали важность проблемы, там громадные налоги на выбросы. И тот же Китай стремительно переключается на солнечную энергетику, работает над этим.

А у нас об этом никто не думает. В Украине, по сути, нет ни одной экологической партии, в то время когда в Европе они на первых ролях. В политике, в управленческом звене нет ни одного человека, который бы серьезно об этом думал. Я считаю, что мы в Украине полностью потеряли экологическую составляющую нашей жизни. И ситуация ухудшается.

– Ну почему же? Помнится, когда я в советские времена ходил на работу на «Гидросилу» под аркой, так там дышать было невозможно, такое стояло в атмосфере! А на Южном Буге после развала СССР и остановки многих предприятий начали цвести лилии в заводях.

– Да, я понимаю, я в теме. В Украине при Советском Союзе было выбросов примерно 550-600 миллионов тонн СО2 в год. Сейчас выбросов у нас примерно 400 миллионов тонн. Основная часть этих выбросов, скажем так, «ахметовская» – тепловые станции на угле, металлургические заводы. Это примерно 300 миллионов тонн.

По Киотскому протоколу квоты на выбросы можно продавать. Мы Японии продали их уже на 700 миллионов долларов. Часть из них пошла на полицейские гибридные «Приусы», а миллионов 200 просто пропали. Эти деньги нельзя использовать куда попало, только на проекты, связанные с экологией, энергосбережением и т.д. Эти деньги можно было потратить на утепление домов или очистку рек, но государство даже не удосужилось это сделать, освоить деньги.

А ведь на самом деле мы же продаем свое здоровье за эти деньги.
Со следующего года взамен Киотского протокола начинает действовать Парижское соглашение по выбросам. Согласно ему, тонна выброшенного СО2 должна стоить примерно 50 долларов экологических отчислений для предприятия, которое выбрасывает этот газ в атмосферу.

В Украине до 2018 года за каждую выброшенную в атмосферу тонну углекислого газа те же ахметовские предприятии платили 25 копеек! С прошлого года – несколько гривен. Со следующего года – примерно 20-30 гривен за тонну. За эти деньги мы должны поддерживать экологическую обстановку в стране. В Швейцарии, где экология возведена в ранг национального достояния, за тонну выбросов надо платить 300 евро.
Если бы наши предприятия платили хотя бы как в Европе, не как в Швейцарии, то… Те же ахметовские предприятия – 300 миллионов тонн. Умножаем на 50 долларов. Получаем полтора триллиона долларов.

Неплохое пополнение для бюджета, не правда ли?

Выбросы СО2 – это полбеды. Там же, в этих газообразных отходах производства, вроде бы в небольших количествах, но присутствуют намного более вредные для нашего организма вещества, вся таблица Менделеева. СО2 на самом деле влияет в большей степени на климат, да и без этого газа жизнь была бы невозможна – деревья его поглощают и дают взамен кислород. А вот все эти диоксиды, альдегиды, тяжелые металлы – они никуда не деваются, и мы этим дышим.

– Вот вы, с вашим экологическим мышлением, на какой машине ездите? На электромобиле?

– Пока нет, но это в обязательных планах.

– Чем, по вашему мнению, у нас министерство экологии занимается, кроме выделения квот на добычу нефти, газа и т.д.?

– Дело не в одном отдельно взятом министерстве. Вся система у нас неправильная. Она антиэкологична по сути. Загрязнение нашей среды: воздуха, водоемов, свалки мусора – это звенья одной цепи. Вот что для каждого из нас главное в жизни? Здоровье, здоровье детей. А мы почему-то думаем не о здоровье, а о том, какого президента выбрать, какая партия лучше. А еще все мы хотим жить лучше. Но об экономике на самом деле мы тоже не думаем!

Украина отделилась. Да, мы самостоятельные. Но стали ли мы лучше жить? Бюджет Украины за все годы независимости составляет от 30 до 50 миллиардов долларов в год. Минимум втрое меньше. В чем, простите, прикол?

Да, все приватизировали, но у большинства людей от приватизации остались лишь квартиры. А как же все то громадное имущество, которое было общим? Оно в руках нескольких олигархов. А суммарно мы все стали беднее.

– Знаете, глядя на количество «Мерседесов» и «Лексусов» на дорогах, почему-то так не думается. Машин впятеро больше стало у людей, чем было при СССР.

– Конечно, это есть, но это только внешне. Другой вопрос, как это людям досталось? Всем ли людям? И досталось ли столько, сколько должно было бы? В той стране бюджет был 150 миллиардов, в этом году 40 миллиардов. Какой вывод? Все виды проводимых экономических реформ не пошли на пользу. Что-то в них не то. Стране лучше не стало от введения рыночных отношений.

Реально всю ту собственность, от заводов до земли, захватили чиновники, криминалитет и т.д. Экономика у нас полукриминальная. И как вывод, страна… Да, 10-15 процентов населения стали жить лучше. Более сообразительные, хваткие. Но большинство людей осталось жить в Советском Союзе. В головах ничего не изменилось. Менталитет не изменился, куда ни глянь.

Возьмем коммунальное хозяйство. Нынешние ЖЭКи – это худший вариант Советского Союза, при Союзе большинство ЖЭКов работали лучше и были нужнее. А сейчас в чем их функции? Дворники и лампочку в подъезде вкрутить. В Кропивницком за это платят теоретически 5 гривен за квадратный метр, в Киеве – 7-8. За вывоз мусора сейчас платим отдельно. Если посчитать, то оплата работы самых лучших дворников – это максимум 50 процентов квартплаты. Остальное уходит в никуда. Самое главное, нет даже намека на рыночные отношения в этой сфере.
Почему так? Да во всех городах все руководители коммунальных предприятий каждый месяц готовят конверт №4 – занос правоохранительным органам, чтобы не трогали. И всех все устраивает. Кроме нас! Во-первых, переплачиваем. Во-вторых, уровень комфорта очень низкий. Реформы коммунального хозяйства вообще не коснулись!

– Ну почему же? У нас в городе почти 70 процентов квартир отключились от централизованного отопления, поставили автономки.

– Этого мало. Мы приватизировали квартиры когда? В основном в 1992 году. Но только квартиры. Хотя, согласно закону, нам принадлежит сам дом, земля придомовая, у каждой девятиэтажки по сути свой гектар земли, а то и полтора. Земля – это большая ценность. Кто из нас что-то имеет с этой земли? А ведь можно было бы иметь для всех доход за гаражи, с юридических лиц, которые что-то поставили возле дома или на первых этажах обитают. Все жители дома должны бы иметь с этого. А в Киеве, к примеру, это могут быть очень большие деньги.

У нас до сих пор ничего этого нет. Власти всюду препятствуют такому нормальному положению вещей. И с тех же юридических лиц у дома или в доме имеют ЖЭКи, а не жители.

А квартиры… Знаете, какие нормы энергоэффективности были в советское время? А никаких не было! Была обобщенная абстрактная норма – 300 киловатт на один квадратный метр в течение года для кирпичных домов. И на кондиционирование, и на отопление. Для панельных – 400-500. Знаете, какая норма энергоэффективности в Германии? 26 киловатт на один квадратный метр в год.

Да, сейчас ситуация намного лучше, металлопластиковые окна, утепление стен. Но все равно нам до Запада – как до Луны. Мы кричим: «Тарифы высокие!» Да на Западе они повыше будут. Но у них же энергоэффективность на каком уровне! Если все обсчитать, то у них при более высоких тарифах за тепло и прочее каждый человек платит намного меньше. Я подсчитал, что, если взять нашу среднюю зарплату, среднюю энергоэффективность домов, сейчас это примерно 200 киловатт на метр квадратный, посчитать средний состав семьи – два пенсионера, один работающий, один ребенок. Приведем это все к одному миллиарду квадратных метров жилья (примерно столько в стране с учетом частного сектора), то государство должно платить субсидии только за одно отопление примерно 600 миллиардов гривен. Это при средней зарплате, повторюсь. С учетом того, что весь бюджет – примерно
1 триллион гривен. Столько должно нам доплачивать государство, чтобы мы не отапливали улицу. Чтобы в разы меньше тратилось газа, угля и т.д. Но государство узнало, что ты новый телевизор купил, и все – субсидия тебе не положена.

В коммунальном хозяйстве намека на реформы нет, а это один из корней зла, одна из причин всеобщей бедности. А мы реформируем, как выборы проводить, – открытые списки, закрытые… Но ведь главное – экономика, чтобы люди были богатыми, экология – чтобы люди были здоровыми, но для этого никто ничего не делает по большому счету.

– Люди сами делают – ставят те же металлопластиковые окна, автономки.

– Конечно. Ну а государство здесь при чем, а если ни при чем, то зачем оно? Возьмем средний дом. За 200 кубов газа государство доплачивает хозяевам субсидию примерно полторы тысячи гривен. Платит и платит. Пусть щели в палец, ветер гуляет, но государство будет и дальше платить субсидии. Вместо того, чтобы оплатить один раз мероприятия по энергоэффективности. И все довольны. Потому что ничего делать не надо, шевелиться не надо. Никто не хочет делать ОСББ, а зачем – государство пусть платит.

В нашем с вами городе общий размер получаемых людьми субсидий доходит до миллиарда гривен в год. А долги у теплоснабжающего предприятия знаете, какие? До 250 миллионов гривен. И при этом оно наполовину отапливает воздух, а не дома. И якобы государство за все платит и платит. Да это мы платим, потому что государство – это наши деньги, наши налоги! Государство – это люди, а не кабинеты.
Вообще система субсидий – это же обман людей. Вместо снижения расходов за счет повышения той же энергоэффективности повышаются тарифы, и деньги через субсидии уходят в карманы энергетической мафии. Снижать расходы населения властям, «повязанным» с мафией, невыгодно!

– Александр Васильевич, что делать?

– Нужно, чтобы была какая-то идея у государства. Вот в обычной жизни обычных людей, когда начинают что-то делать, то сначала задаются вопросы: что и как? Что есть и что из этого хочется сделать. Есть целеполагание. Есть ли у наших руководителей какое-то целеполагание?
Да откуда ему взяться, если нет исходных данных? В стране толком ничего не учтено! Даже количество заводов и пароходов точное неизвестно. А уж сколько у нас земли, в каком она состоянии, в чьей собственности, какого качества – никто толком не знает! То же самое с недрами, с полезными ископаемыми – никто не знает, сколько чего под ногами лежит. Сколько в стране общего нашего с вами имущества – никто не знает. А как без инвентаризации земли начать продавать ее? Продавать товар, не зная, сколько его и какой он?

В стране громадное количество земли, за пределами сел и городов, которая типа государственная. Вот кто ее будет продавать? Объединенные территориальные громады? Или райгосадминистрации, которые будут реформировать еще лет пятьдесят? И вообще, есть ли там что-то, что еще можно продать?

По подсчетам тех же американских специалистов из Мирового банка, очень условным, есть разные системы подсчета, общее количество имущества Украины на 1989 год составляло 15 триллионов долларов. Сейчас, думается, где-то 7 триллионов. То есть у нас с тобой (мы же тогда хозяевами всего были) украли 7 триллионов. Сейчас откроют рынок земли, еще приватизируют, что осталось, приберут к рукам еще триллионов пять, парочка нам всем останется. Молодежь вся уедет на Запад, и олигархам останется все, что нам досталось с советского времени. И будем дальше так жить – те, кто останется.

Самое главное – у нас нет идеи государства. С самого начала никто не сказал четко: «мы строим капитализм» или «мы строим социализм по шведской модели». А мы все годы независимости строим, сами не зная что! Вы дом так будете строить? А тут целая страна. Потому и выходит так…

Когда-то Леонид Кучма в Верховной Раде сказал: «Скажите мне, что построить, и я вам построю». Но никто не сказал. Нет цели, нет стратегии развития. Есть какая-то дикая смесь из элементов капитализма, социализма с типа бесплатной медициной, а еще анархизма и криминального государства. Давайте поставим перед страной четкую цель. После Кучмы никто даже подобия такого вопроса не задавал. Они знают, что строить. Они будут строить каждый свое Межигорье. Для себя и для своих друзей. Кучма был лучшим из президентов, он хотя бы задавался такими вопросами.

Наша система сегодня – это система полного бардака. И, к сожалению, похоже, что все идет еще дальше по этой же дорожке, количество бардака, его плотность только увеличивается. И об этом никто не говорит, никому это неинтересно! Более того, тем, кто при власти, у так называемого корыта, выгодно положение бардака, где нет учета, непонятные схемы тарифов и пр. В «мутной воде» легче рыбку ловить и «впаривать» народу о заботе о нем.

Смотришь в Интернете – сплошные котики, выборы и прочая ерунда, но никто не говорит о том, что системно будет дальше, что останется нашим детям. Нормальные люди живут ради своих детей. Нет никакого видения будущего. Никто не хочет в него заглядывать. Говорится только о второстепенных вещах, сознательно отвлекают людей от того, что для них действительно важно, вбрасывая разные скандальные истории.

– Не было мысли уехать куда-нибудь во Францию – подальше от этого всего?

– Нет, это моя страна, я могу устроить себе более-менее нормальную жизнь. Но за державу обидно.

Геннадий Рыбченков, «УЦ».