Сколько можно рыть?!

13:11
1390
views

Знаете, как горняки называют варварское ведение вскрышных работ, а горнолыжники – разбитую трассу спуска? Свинорой! А еще этим неблагозвучным словом называется сорная трава, которая растет там, где ей вздумается. В общем, как это ни прискорбно, но придется этим словом охарактеризовать и состояние улиц в Кропивницком после проведения ремонтных работ на водопроводных или тепловых инженерных сетях.

Роют у нас много, хотя нельзя сказать, что по доброй воле. Трубы рвутся, не выдерживая давления как холодной, так и горячей воды, вот и приходится разрывать дорожное покрытие, чтобы ликвидировать очередной порыв. Это известные и привычные вещи, но наш вопрос в другом: что остается после? А остается либо огражденная бело-красной лентой яма посреди проезжей части, либо, в случае, когда аварию ликвидируют, просто засыпанная мелким гравием яма, значительно затрудняющая движение транспорта.

На это регулярно обращает внимание мэр города, проводя аппаратные совещания со специалистами и руководителями служб Кропивницкого, но еще больше на это обращают внимание жители города, которых такое положение дел не может устраивать. Особенно обидно, когда яма появляется на только что уложенном асфальте. Андрей Райкович заставляет активизироваться сотрудников специнспекции, требует беспощадно карать и наказывать руководство коммунальных предприятий, но помогает это мало, ямы после аварийных разрытий чаще всего так и остаются незаасфальтированными.

Между тем «Національний стандарт України» неумолим: «Дорожнє покриття не повинне мати пошкоджень, що впливають на безпеку руху… У разі розриття дорожнього покриття воно повинне бути відновлено відразу після засипання й ущільнення грунту в розритті… Терміни ліквідації експлуатаційних невідповідностей покриття не повинні перевищувати 3-х (!!! – Авт.) діб… Покриття тротуарів, пішо- та велодоріжок після прокладання та ремонту інженерних комунікацій повинне бути відновлене у термін не пізніше 2-х (!!! – Авт.) діб після завершення робіт». Правда, есть поправка и на сезон, в том смысле, что зимние разрытия должны асфальтироваться, согласно утвержденному графику, в теплое время года. Не будем дразнить читателей и водителей допустимой законом площадью и глубиной повреждений дорожного покрытия, достаточно того, что дорожное покрытие всех весенне-летних разрытий должно быть восстановлено за двое-трое суток после «засыпки и уплотнения». Правда, сколько времени нужно на само уплотнение, не указано.

Чтобы получить хотя бы поверхностный ответ на этот глубокий, как ямы на наших дорогах, вопрос, мы обратились непосредственно к руководителям предприятий, наиболее часто нарушающих асфальтовое благополучие наших улиц. Директор Кропивницкого водопроводно-канализационного хозяйства Валентина Давидчук не согласилась с требованием законодательства в части едва ли не немедленного восстановления дорожного покрытия после аварийных работ: «Негайно не буває. Практика показує, що для якісного ущільнення потрібен ще й час, грунт після засипки все одно повинен, як кажуть, улягтися, інакше новий асфальтний покрив просідає, і все потрібно починати спочатку».

Это понятно, мы и сами видим провалы и просадки свежеукатанного асфальта, тем не менее, может быть, уплотнять можно как-то иначе? Валентина Николаевна рассказала, что восстановлением дорожного полотна занимается подрядная организация, выигравшая тендер, дорожное покрытие восстанавливается, и после проведения плановых работ по замене участков труб и в этом году удалось, как говорится, подтянуть хвосты, т.е. восстановить больше участков после аварийных работ, чем в прошлом году. Но вот какая штука получается: в Кропивницком ежедневно случается в среднем по 6-8 аварий на водопроводно-канализационных сетях. Не все они происходят на проезжей части, но асфальтных работ все равно хватит на нескольких подрядчиков, только успевай проводить тендеры.

Еще страшнее ситуация выглядит на тепловых коммуникациях города, потому что с началом отопительного сезона пар от многочисленных порывов на улицах и из подвалов домов валит, как из преисподней. Директор КП «Теплоэнергетик» Александр Чельник не стал разуверять нас в обратном: «З початку опалювального сезону на теплових мережах сталося близько 400 аварій. Не всі вони сталися на інженерних мережах, які проходять під вулицями, але більша частина вимагає розриття дорожнього покриття й, відповідно, його відновлення після закінчення робіт. У межах закону ми намагаємося оперативно визначитися з підрядником, який відновлює асфальт, але не завжди його можна покласти практично негайно. Намагаємось, і багато зробили, але в тарифі для населення такі роботи не передбачені, у цьому секторі ми працюємо взагалі з нульовою рентабельністю».

Александр Чельник сообщил, что в нынешний дорожно-ремонтный сезон новосозданное коммунальное предприятие вошло с полученным в наследство куском не благоустроенной после разрытий территории площадью 5,5 тысяч квадратных метров – больше чем полгектара. Сюда входит как озеленение, упорядочение, так, собственно, и асфальтирование. Уже успели заасфальтировать около одной тысячи квадратных метров, а остальные будут ждать своей очереди до следующего сезона. Плюс аварии, которые с большой долей вероятности могут случиться, и противостоять им можно разве что слезным обращением ко Всевышнему, считают тепловики.

На самом деле проблема гораздо серьезнее, потому что состояние инженерных коммуникаций в Кропивницком, как и в Украине, близко к коллапсу. Абсолютное большинство их, да практически все, были проложены во времена СССР, и чаще всего возраст сетей давно пережил амортизационный. Поэтому и рвет, и чем дальше – тем чаще. В Кропивницком насчитывается почти 330 километров подземных тепловых сетей, которым по 30-50 и больше лет, и из-за агрессивной среды они находятся в критическом состоянии. Отсюда и количество порывов, причем в большинстве случаев доступ к местам аварий затруднен, потому что когда-то трубы прокладывали по открытой местности, а теперь над ними выросли дома, гаражи и магазины.

Наверное, можно изучить опыт цивилизованных стран, где все-таки дорожное покрытие после аварийных разрытий восстанавливают сразу, а не ждут, покуда они самоуплотнятся, но в целом мы стоим перед грандиозной задачей государственного масштаба – полной заменой сгнивших инженерных сетей. Иначе улицы города превратятся в один огромный свинорой…

Фото Павла Волошина, «УЦ».