Беззащитная Наталка: околотеатральное позорище

14:59
1905
views

Гостей сразу двух фестивалей в Кропивницком, один из которых уже проходит, а второй начнется чуть позже, у театра корифеев в очередной раз встречает многострадальная жертва быдла, в немалом количестве населяющего многократно заявленную театральную столицу Украины. Если по следам его жизнедеятельности судить.

 

Как раз один из таких следов – безо­бразная культя на месте кисти левой руки персонажа классической пьесы Ивана Котляревского «Наталка Полтавка», которую уже не впервые калечат остающиеся неизвестными местные вандалы. Однорукую статую на Дворцовой уже довольно долго не восстанавливают. Особого смысла в этом нет, пока не придумали, как защитить ее от очередного нападения мерзавцев. Мы собрали мнения профессионалов и мировой опыт, чтобы помочь.

Руководители двух охранных агентств, к которым мы обратились, высказали два противоположных мнения. По мнению одного из них, единственное, что поможет, – это размещение рядом с объектом поста охраны. Поскольку вандалы действуют преимущественно в темное время суток, надо понимать, что такой пост должен работать круглосуточно. Это, безусловно, недешево.

Второй респондент из числа специалистов в сфере охраны и безопасности считает, что все может быть проще.

 – Датчик движения, сигнализацию там не поставишь, правильно? Физическая охрана – дорого. А вот поставить камеру, которая полторы тысячи гривен стоит, и провод за полторы тысячи – ровно через 100 метров находится дежурная часть (полиции, на Дворцовой, 6. – Авт.), там постоянно сидит охрана. Это самый дешевый вариант, все равно, в любом случае, полиция отвечает за охрану общественной безопасности. Именно вот это подразделение этим занимается, – говорит руководитель охранной фирмы, сам офицер в отставке.

Это самые «прямые», так сказать, варианты. К слову, кроме полицейского отделения в 100 метрах, буквально через забор от Полтавки – казарма легендарного третьего отдельного полка специального назначения, с которым, особенно после начала боевых действий на востоке, теснейше сотрудничают все без исключения органы местной власти. В том числе – городской совет, в ведении которого, по идее, находится проблемный объект «Наталка». Как вариант – чиновники могли бы договориться с военными, чтобы личный состав навыки ведения боевых действий из засады, что ли, какое-то время отрабатывал «на кошках». То есть на вандалах. И рукопашного боя заодно, в случае выявления оных.

Но все это, конечно, шуточки. В безо­бразном же факте систематического уродования скульптуры на самом деле ничего смешного нет. И если серьезно, то в цивилизованном мире, где подобные нашей проблемы в головах части населения тоже присутствуют, давно выработаны системные решения, такие, как «Защита от преступников через дизайн окружения» (Criminal Protection Through Environmental Design), например. Одним из главных элементов CPTED является наблюдение. Причем имеются в виду даже не столько уже упоминавшиеся видеокамеры, сколько в целом организация размещения общественных объектов «на виду».

– Факт в том, что большинство преступников вряд ли станут действовать, если высока вероятность быть увиденными, – растолковывает один из западных сайтов об охране и безопасности.

С этой точки зрения Полтавка изначально размещалась так, чтобы стать жертвой. Начиная с того, что в вечернее время она элементарно не освещена  никак. Хотя, опять же, вандалоустойчивых решений уличного света и подсветки на сегодня придумана масса. Согласитесь, одно дело – калечить подсвеченный арт-объект в центре города, самому находясь в пятне яркого света, и совсем другое – под покровом ночи отбить руку статуи, стоящей в еще более темном «углу» под деревьями.

Это только самое очевидное, освещение адепты CPTED называют «символическим барьером», хотя в случае с небольшой хрупкой статуей, которую можно достать рукой или ломом просто с тротуара, наверное, был смысл изначально предусмотреть и барьер физический. Стояла бы Полтавка, например, не сбоку «пруда», а посередине, на возвышении, или в кольце стойкого декоративного кустарника – соблазна для идиотов уже было бы куда меньше.

А пока обитатели известных кабинетов чешут затылки, примериваясь, куда бы съездить в командировку для изучения передового опыта борьбы с вандалами – в Рим или, скажем, в Брюссель, патрульные полицейские днем присаживаются отдохнуть от трудов в тени. У памятника, в том числе и их собственной беспомощности перед лицом неистребимой в пустых головах отдельных соотечественников жажды бессмысленного разрушения.

Фото Павла Волошина, «УЦ».