«Выбери меня»: осенние гастроли

13:48
1546
views
Егор Соболев и Семен Семенченко/Фото Олега Шрамко, «УЦ»

Вместе с обострениями у гипертоников и душевнобольных осень традиционно приносит и активизацию политиков: на прошлой неделе в областном центре Кировоградщины агитировали сразу два оппозиционных «комплекта». Вечером в среду на центральной площади можно было увидеть экс-президента Грузии с активом его украинской партии «Рух нових сил», а на следующий день у нас отметились народные депутаты от «Самопомощи».

И те, и другие говорили об Антикоррупционном суде, законе о реинтеграции Донбасса, новом законе о выборах народных депутатов, Майдане… Обнаружились и серьезные расхождения во взглядах политических конкурентов по поводу самого образа дальнейших действий, скорее всего, обусловленные разным состоянием их теперешних рейтингов.

Грузинский гость

Так, лишенный украинского гражданства и силой пробивавшийся через границу Михеил Саакашвили уверен, что для очередной революции сейчас совершенно не время.

– Будем делать мирно. Я думаю, слово «майдан» сейчас ни при чем. Никто не будет раскалывать страну, – в частности, отметил он, выступая перед тремя сотнями собравшихся его послушать на площади Героев Майдана.

Немного припоздав, Саакашвили начал выступление со слов о том, что у всех сейчас «реально очень мало времени, чтобы тратить на пустые разговоры», много критиковал власть, говорил о «неправильной системе, с точностью до наоборот, как должно быть». Об Ахметове и Кивалове, «нашем общем куме Викторе Ющенко». О рабочих местах, ВВП, российском рынке, инфляции, мясе, овощах, лекарствах, перспективах. Что его «абсолютно незаконно» лишили гражданства, а Украина лишилась автопрома, что в Польше украинцы – это сейчас основа нового рабочего класса. Что денег у него нет, «человек был у власти и ничего не украл у народа – значит, лох». Что надо сажать друзей, создать условия, привести новых людей. Что Грузии не будет, если не будет Украины.

Можно по-разному воспринимать бывшего главу Одесской области – одни считают его реформатором, другие – популистом, третьи, включая правоохранительные органы у него на родине, – и вовсе преступником. У тех же, кто возможный КПД политика оценивает по его окружению, наверняка вызывает вопросы участие в новом проекте Саакашвили действующего внефракционного нардепа Юрия Деревянко, в прошлом одного из основателей партии «Воля», теперь – члена политсовета партии «Рух нових сил».

В свое время этого человека уличали в связях «по бизнесу» с видными регионалами, такими, как Юрий Иванющенко, более известный как Юра Енакиевский, и экс-министр экономики и промышленной политики Василий Гуреев. Утверждают, что через фирмы нардепа, причастные к незаконному контролю государственных реестров Министерства юстиции в 2006-2013 гг., были незаконно получены более 700 миллионов гривен. Бывший однопартиец Егор Соболев публично назвал Деревянко «талантливым мошенником, за которым стоит огромная группировка по выкачиванию денег налогоплательщиков».

Бунт и каторга

Сам Соболев, сегодня представляющий «Самопомощь», был у нас в четверг вместе с бывшим комбатом «Донбасса» Семеном Семенченко. Здесь совсем другие тон и настрой. Людей призывали ехать в Киев, под Верховную Раду, во вторник 17 октября, желательно с расчетом не на один день, обещали помощь по доставке, намекали, что «будет много людей, будут ветераны войны за независимость». И, очевидно, новые беспорядки. Официальный повод на этот раз – закон об Антикоррупционном суде. Когда вы будете держать в руках этот номер «УЦ», уже будет понятно, что из всего этого вышло.

В целом пресс-конференция политиков напоминала скорее заседание особой тройки НКВД. Говорили о прослушивании, арестах, «посадках», отъеме имущества. Не расстающийся с черной добробатовской формой нардеп Семенченко предлагал вернуть каторжные работы – мол, смертная казнь – это слишком просто, пусть коррупционеры и негодяи лучше дороги строят. Приехал к журналистам прямо из Бережинки Кировоградского района, где связанная с ним охранная фирма участвует в имущественном конфликте вокруг сельхозпредприятия «Нива-2010». Говорит, обещал людям там, что «ветераны войны и народные депутаты их не оставят». А значит, село еще какое-то время будет оставаться очагом напряженности, скорее всего – до первых «больших» выборов. Напомним, от проведения в этом октябре выборов в Бережинской объединенной территориальной общине (ОТГ) отказались сами инициаторы ее создания – как раз из-за присутствия в населенном пункте вооруженных людей.

– В правительстве действует организованная преступная группировка, в которую входят министр внутренних дел Аваков, министр юстиции Петренко, ряд других должностных лиц, которые создают постоянно условия для обогащения незаконного, в том числе путем отбора паев, предприятий и так далее, – в частности, утверждает Семенченко. – Мы способствуем созданию местных самооборон из крестьян и пытаемся максимально объединить усилия ветеранов войны, которые, придя с фронта, продолжают бороться…

Помимо всего прочего, нардеп заявил, что по дороге успел, дословно, «поймать сотрудника СБУ», пообещал этот орган в будущем ликвидировать, а тех, кто призывает не раскачивать ситуацию в стране новыми протестами, назвал «изменниками». Причины растущего радикализма политической силы, в свое время претендовавшей на кузницу европейских государственных менеджеров, впрочем, вполне понятны – она все ближе к отметке, когда идут ва-банк. Когда терять уже нечего. «Самопомощь» откровенно сдает позиции – формальный лидер Андрей Садовой потерял лицо из-за ставшего нарицательным львовского мусора, в Николаеве избранному от партии мэру вынесли вотум недоверия депутаты горсовета, в Харькове против ее представителей в местном самоуправлении начат ряд уголовных производств.

На выборах в советы кировоградских ОТГ, которые пройдут в конце месяца, где на кону стоят 132 мандата, от партии выдвинуто всего три десятка кандидатов. В Малой Виске и вовсе, по словам главы областной организации Александра Приходько, «не удалось найти единомышленников». Кроме того, из 6 участвующих в проведении выборов районных избиркомов, «Самопомощь» смогла делегировать своих представителей только в один.