Полдороги в Николаев

13:45
0
792
views

О важности этой дороги распространяться особо не стоит. Это не только кратчайшая дорога для украинцев из нескольких областей на курорты. Это жизненно важная экономическая артерия, соединяющая центр и юг государства. К сожалению, трасса Н-14 Александровка – Кропивницкий – Николаев уже много лет является притчей во языцех. Но, будем объективны, не везде на своем протяжении. К кировоградскому отрезку дороги это особо не относилось никогда, а учитывая происходящее в последние недели, то и вовсе.

На Кировоградщине, в Компанеевском районе, полным ходом идет капитальный ремонт участка дороги Александровка – Кропивницкий – Николаев. Увидеть все происходящее своими глазами туда отправился целый журналистский десант.

А происходит там то, что лишь с недавних пор мы стали наблюдать на дорогах Кировоградщины. Проезжающие мимо водители достают телефоны и снимают почти фантастическое зрелище. Идет полноценный, не ямочный или какой-то еще, ремонт! По сути, появляется новая, а не отремонтированная дорога.

Технология, упрощенно, такова. Снимают все, что раньше было дорогой. Не все выбрасывают. Производится так называемая регенерация конструктивного, нижнего слоя дороги, с частичным использованием старого щебня и прочего, при этом идет тщательное выравнивание основы дороги. На втором этапе кладется выравнивающий слой толщиной аж 10 сантиметров. Это, по сути, асфальт, только своевременный, подобранный для именно этой дороги и ее условий в профильной проектной организации. Кладут этот слой немецкие асфальтоукладчики. «Фишка» этих суровых агрегатов в том, что если смесь будет не той консистенции, температура будет не та, основание не той плотности и т. д., то они не будут работать! Там все настолько нашпиговано датчиками и компьютерами, что особого контроля качества после прохода этих машин не требуется – они сами контролируют. Ну а третий слой – это ЩМА, щебеночно-мастичный асфальтобетон. Он более чем прочный, используется во всем мире.

Автор этих строк имел несчастье ровно четыре года назад ехать дорогой Н-14. Потом пришлось ремонтировать бампер, менять сайлентблоки и наконечники рулевых тяг. Дорога была ужасной. На днях водитель нашей редакции Сергей проехал по дороге смерти, как ее еще называют. «В Николаевской области просто Армагеддон, - говорит Сергей. - Там кое-где оставались островки асфальта. Фуры и их выворачивают. Представь – просто вертикально посреди “дороги” торчит громадный кусок асфальта. Мы разъезжались со встречным авто как раз. Так за этим “айсбергом” асфальта мы не видели машины друг друга!»

В чем причина, что дорога такая? Причин несколько. Первая: в Николаевском морском порту работают десятки компаний по перевалке зерна. Их услуги дешевле, чем в портах Черноморска и Одессы. До Николаева ехать намного ближе, соответственно, дешевле, чем до Одессы. Статистика говорит, что Николаев переваливает намного больше зерна, чем Одесса, несмотря на громадную разницу в масштабах. Вторая причина – Кировоградская область аграрная. Поэтому ежедневно десятки и сотни могучих фур по этой чудовищной дороге везут в порт зерновые культуры и прочее. Кроме нашей области, соседние Черкасская, Полтавская и другие также преимущественно аграрные. Многотонные фуры с зерном из этих областей также едут через нас в Николаев. Очень часто перегруженные на десятки тонн (так выгоднее). Учитывая их габариты и мощность, всем этим «Вольво», MAN, DAF и «Рено» эти ужасные ямы, наплывы и прочие прелести дороги гораздо менее страшны, чем легковушкам.

Но все равно эти причины не снимают главного вопроса: почему в Кировоградской области удается государственного значения трассы поддерживать в приличном состоянии, а в Николаевской никак? Ведь ужасные дороги Николаевщины не ограничиваются лишь печально известной Н-14. Если кто-то видел, что представляет собой дорога Кировоград – Платоново на николаевском отрезке, тот понимает, о чем речь. Из-за этого отрезка многие предпочитают ездить в Одессу через Умань, несмотря на крюк почти в сотню километров.

– Гарантия на дорогу, сделанную по такой технологии, 10 лет, - говорит глава Службы автомобильных дорог Кировоградской области Вадим Коюденко. – Сейчас в работе на отрезке, где трудятся подрядчики, задействовано около 100 единиц техники. Темпы нас устраивают, качество также, поэтому при благоприятных погодных условиях и при достаточном стабильном финансировании мы до середины августа справимся с поставленными задачами. Добавлю, что на свою работу подрядчик дает 10 лет гарантии и в случае появления недостатков полотна за это время, обязуется их устранить за свой счет. Мы работаем за деньги налогоплательщиков, поэтому должны использовать их максимально эффективно.

– Но какие могут быть гарантии, если вскоре по этой дороге пойдут вдвое перегруженные фуры?

– Возле поворота на село Степовое в Кировоградском районе буквально на днях планируется оборудовать пункт взвешивания транспорта. На этом пункте будут блокироваться попытки проехать на перегруженном транспорте.

– А почему подрядчики из Одессы и Броваров?

– Эти компании работают давно по всей Украине и являются лидерами по предоставлению таких услуг. В нашей области компаний с такой техникой в таком количестве просто нет.

Ход работ проинспектировал глава Кировоградской областной администрации Сергей Кузьменко :

– Для того, чтобы отремонтировать 33 километра этой дороги, необходимо примерно 380 миллионов гривен. В этом году уже выделили 166 из них из государственного бюджета. Таким образом дорожники смогли начать строительные работы.

На полученные ресурсы мы сможем отремонтировать половину дороги на Николаев, которая проходит по Кировоградщине. Надеемся, что во втором полугодии, когда будет уточнение бюджета, Кировоград получит еще дополнительные средства, чтобы продолжить ремонт. Это стратегическая дорога в Кировоградской области, поэтому планируем за два года выполнить задачи по ремонту этого участка в полном объеме.

– Сергей Анатольевич, почему в Кировоградской области ремонтируют эту дорогу, а в Николаевской – нет?

– Мы отвечаем за свой участок. Я общался с коллегами из Николаева. Им в этом году на эту дорогу выделено 300 миллионов гривен. Но до сих пор еще даже не завершен проект ремонта дороги. Еще не прошел экспертизу. Поэтому надежды на то, что в этом году мы сможем спокойнее доехать до Николаева, невелики…

Тем временем на засыпку щебнем самых страшных ям дороги в Николаевской области уже потрачено 14 миллионов гривен! Причем засыпали не щебень, а по сути крупный камень, от которого вреда машинам может быть не меньше, чем от ям. Фуры быстро выдавили этот камень, и теперь он валяется по всей дороге, как мины,  говорят свидетели.

Что еще? В городе Николаеве запретили движение фур весом больше 24 тонн в дневное время. На большее у соседей пока не хватает то ли сил, то ли желания…

Фото информагентства CBN.

Геннадий Рыбченков

Геннадий Рыбченков

Журналист «УЦ».