Двенадцать фильмов под звёздным небом Кропивницкого

13:14
2426
views

В прошлом году в Кропивницкий впервые приехал фестиваль документального кино под открытым небом Lampa.doc. Мероприятие весьма свежее и интересное для нашего города. Правда, многие кропивничане сетовали на отсутствие в местных медиа афиш. В этом году не только представляем вам программу фестиваля, но и знакомимся ближе с его организатором – молодой киевлянкой Натальей Красильниковой.

У девушки два высших образования. По окончании Института журналистики КНУ им.Т.Шевченко Наталье, по ее словам, не хватало вхождения в глубину темы, каких-то исторических знаний, а журналистика показалась довольно поверхностной. Поэтому Наталья поступила в КНУ им. И. Карпенко-Карого на режиссуру игрового кино. На одном из последних курсов параллельно окончила польскую киношколу Анджея Вайды в Варшаве.

– Наташа, как вообще фестиваль придумала?

– В рамках обучающего процесса в Варшаве сняла свой фильм «Остров», который повозила по фестивалям. В процессе поездок поняла, что восприятие документалистики очень стереотипное. Как-то во время встречи в Уманском пединституте студенты, услышав о документалистике, готовились увидеть что-то занудное, какие-то «говорящие головы». А когда смотрели привезенное мною, у них был разрыв шаблонов, начинали задавать вопросы. Я увидела интерес и в то же время непонимание документалистики. Захотелось с этим побороться. Искала интересную обертку, чтобы завлечь зрителя. С форматом просмотра под открытым небом я столкнулась в Варшаве – люди в пятницу вечером выходили в парки смотреть кино. Я подумала, что это как раз оно. Тут же нашелся технический партнер «Кіно просто неба», дружим уже третий год.

– Чем фестиваль этого года отличается от предыдущего?

– Формат мероприятия тот же, что и в прошлом году: показ фильмов плюс образовательный блок. Отличается в первую очередь подборкой фильмов.

– И что же это за подборка?

– В этом году прослеживается определенная тематическая нить – фильмы направлены на попытку построения диалога между поколениями. Это не совсем проблема «отцы и дети» – скорее, «молодежь и люди старшего возраста» (иногда  даже преклонного). На мой взгляд, между поколениями существует огромная пропасть. В фильме «Дневник путешествия» польского режиссера Пётра Стащика два главных героя. На тот момент 82-летний Тадеуш Рольке (один из ведущих польских фотографов) берет с собой в путешествие своего 15-летнего ученика. Взяли такой фургончик, сделали в нем фотолабораторию и поехали по маленьким городкам фотографировать людей. И вот в этом путешествии развиваются их отношения. Каждый из них получает что-то для себя, и это важно. Фильм очень трогательный, я бы однозначно советовала его смотреть.

Короткометражка украинского производства «От колеса» дает разным поколениям возможность лучше понять друг друга. Это дебютная работа режиссера, который до этого практиковал только операторское мастерство. Фильм рассказывает, как студенты Киевского политеха решили построить гоночный болид, не имея для этого никакой базы и не зная, как это делается. Тоже смешное трогательное кино, показывающее, что на самом деле молодежь чего-то хочет, и она что-то для этого делает. Ведь какие у нашего старшего поколения стереотипы? Вот, мол, не та молодежь пошла, все плохие, ленивые и т. д. Это не так.

В противовес этому есть другой короткометражный фильм (11 минут) польского режиссера Матея Бобрика. Единственное кино без слов, которое показывает, как люди в доме опеки ждут в гости своих родственников. В определенный день они собираются в волнении и предвкушении, а в итоге никто не приходит. Там нет слов, какого-то навязывания истории, морали. Задача – с помощью документального кино подтолкнуть каждого на какие-то свои размышления.

Покажем также замечательный фильм – победитель Одесского кинофестиваля прошлого года сразу в нескольких номинациях – «Главная роль». Эта работа одного из лучших украинских режиссеров современности Сергея Буковского повествует о его маме, актрисе Нине Антоновой. На момент съемок ей было уже чуть-чуть за 80. По сути, она стала известной в СССР благодаря одному фильму. И вот он пытается разобраться, почему так. Снимает ее в процессе подготовки к юбилею, который будут отмечать в Доме кино. Очень много каких-то таких бытовых моментов, ироничных, смешных, иногда аляповатых – госпожа Антонова периодически забывается, где она играет актрису, а где не играет. Еще, я думаю, этот фильм – попытка Буковского разобраться со своими детскими травмами. В фильме он находит записную книжку, в которой мама (когда он был ребенком) оставляла записки. И это пометки из разряда «Сергей, сходи в магазин», «Сергей, сделай то-то». И вот он, когда читает этот текст, обращает внимание как раз на свое имя и формулировку. Он задает маме в фильме вопрос: «Мама, почему Сергей?»

Еще вы увидите замечательный, самый длинный в этом году полнометражный фильм (77 минут) «Свой голос», который рассказывает историю хора «Щедрик». Украинцы должны знать о таких своих соотечественниках. Хор «Щедрик» выиграл все возможные награды в конкурсах, в которых принимал участие. Фильм рассказывает историю коллектива через его руководителей, а руководители (там такая преемственность поколений пошла) разных выпусков собираются во время фильма и делятся своими впечатлениями, эмоциями, тем, что им дал этот хор.

Из польской документалистики я включила в программу любопытное кино, которое рассказывает про такое современное явление, как каучсерфинг. Если переводить с английского, то couch – это диван, кушетка, а surfing – это передвижение, брожение, путешествие. CouchSurfing- это такая онлайн-платформа, на которой ты регистрируешься, делаешь определенные запросы, тебя могут принять в любой стране мира бесплатно.

– Почему ты включила этот фильм в программу? Как он вписывается в общую канву?

– В этом году на собственной шкуре испытала каучсерфинг в Индии.

– Не страшно было?

– В этом всем важно, что ты видишь отзывы людей, обращаешь внимание на статистику – socialmedia сейчас весомы. Это реальные люди пишут эти отзывы, а не какие-то роботы. Ты смотришь, какое количество людей хозяин принял.

– А зачем это хозяину?

– Мотивы очень разные. В Индии они сводятся к тому, что общаться с иностранцами очень престижно. Если ты белый, это решает всё. Я была удивлена, но в Индии каучсерфингом занимаются люди очень не бедные, однозначно выше среднего достатка, и ты, попадая в их круг, видишь абсолютно другую Индию. В фильме о каучсерфинге «Чужинець на моїй канапі» можно увидеть какие-то свои мотивы у каждого из четырех граждан, которые живут в Варшаве и принимают гостей. Герои абсолютно разные – мать-одиночка, воспитывающая мальчика, инженер предпенсионного возраста, две девушки (одна из них учит французскому людей, которые живут в хосписе и могут вот-вот умереть), женщина среднего бальзаковского возраста, помешанная на своем мотоцикле. И вот принимают они у себя корейца, китайца, немца и швейцарца. С помощью этих четырех комбинаций мы наблюдаем четыре абсолютно разные истории в фильме. В одном из диалогов кореец, который жил у байкерши, спросил, не кажется ли ей, что каучсерфинг – это попытка побега от одиночества. Она, конечно же, ответила «нет». На самом деле люди из абсолютно разных сфер, культур, возрастов могут очень много дать друг другу.

– Сколько всего фильмов в программе и можно ли их увидеть вне фестиваля?

– 12 фильмов, все очень разные, как всегда. Каждый день – по четыре. Программа составлена таким образом, что каждый день на экране около двух с половиной часов кино. Польские фильмы нигде больше нельзя будет увидеть, украинское кино, например «Главная роль», было в телеэфире на «Суспільному», но, тем не менее, увидеть это на киноэкране – это что-то абсолютно другое. Из этих двенадцати 6 фильмов украинского производства, 5 – польского и в этом году один фильм из России.

– ???

– Там отдельная история вообще. Что-то вроде семейных разборок. Мальчик Ренато Боррайо Серрано родился в Гватемале, но позже уехал в Москву. Сначала он учился во ВГИКе, закончил его и поступил в школу документалистики Марины Разбежкиной. В период учебного процесса он снял «Кино для Карлоса». Буквально перед началом съемок у Ренато и его жены, девушки из России, родился сын Карлос. Фильм рассказывает о том, как этих Ренато и Карлоса «принимает» семья жены. В кино много смешных моментов. Ты когда смотришь это все, понимаешь степень крена. Через такое кино собственно можно понять, что происходит в головах наших соседей. Например, у тещи слезы радости, когда она смотрит по телеку парад на 9 Мая. Этот фильм был показан в Украине в марте на фестивале Docudays UA и получил приз зрительских симпатий.

– Когда фестиваль пройдет в Кропивницком?

– У нас есть страница на Facebook, называется Lampa.doc, вбиваешь там Lampa.doc и прямо на обложке есть фестивальный график и прописано, в каком городе, какие даты. Кропивницкий – 31 августа – 2 сентября. Мы Кропивницким в этом году закрываем тур по Украине.

– А почему так? Мы вам нравимся?

– В Кропивницком нам очень понравилось, чувствовалась поддержка очень большая. У нас также есть сайт фестиваля Lampa.doc.org, информацию можно почерпнуть и там.

– А локация какая? Как в прошлом году – возле театра?

– Мне бы очень хотелось, чтобы это была Театральная площадь, но я случайно узнала, что у вас в те же числа, что и мы, параллельно запускается фестиваль «Кропивницкий». Поэтому локацию уточним позже на сайте и на Facebook.

– А кто приедет на кинолекторий?

– Мы точно привезем лектора, который даст немножко информации по теории или истории документалистики. И однозначно привезем кого-то из режиссеров. На данный момент еще решаем кого. Может, это будет продюсер «Своего голоса», может, приедет Сергей Буковский, может, даже получится привезти в Украину Ренато (того, который снимал фильм про Россию).

– Эксклюзивы для «УЦ» обещаете?

– Обещаем (смеется).

– Перспективы документалистики в Украине сегодня. ДокументалистикаVS игровые фильмы. Правда ли, украинское кино «возрождается из пепла»?

– В этом году фестиваль

Lampa.doc получил грант Европейского Союза. Помимо этого, есть польский партнер, который нас тоже немножко поддерживает. Частично финансирование дает Госкино Украины. На вот такую фестивальную деятельность есть возможность найти деньги – по крайней мере, чтоб покрыть базовые затраты. Так существуют и Docudays UA, и остальные более-менее крупные фестивали.

Относительно кинопроизводства. Оно есть. Возможно, это не так видно в регионах, но кино делается. В каждой стране кино финансируется из разных источников. В Польше Польский киноинститут (аналог украинского Госкино) получает финансирование от рекламы, которая идет в кинотеатрах и на телевидении. Это один процент от рекламных сборов. И это правильно, потому что, собственно говоря, если ты идешь в кинотеатр, а там тебе показывают в перерыве рекламу, то ты понимаешь, что уже каким-то боком вложился в следующее кино, на которое придешь. Но разница между нами в том, что на территории Польши намного больше кинотеатров с учетом того, что территория самой Польши значительно меньше Украины. У нас недостаточное количество кинотеатров, большое количество тех, что есть, до сих пор не переведены на «цифру». Где-то в каких-то странах финансирование кинопроизводства идет от национальных лотерей, как в той же Великобритании.

Госкино Украины получает финансы из госбюджета. Очень долго велись разговоры о том, чтобы фиксировать определенный процент от бюджета и выделять его на кино. В итоге это все не совсем получилось, на кинопроизводство зашла значительно меньшая сумма, чем ожидалось. Госкино Украины получает финансирование, объявляются конкурсы, подаются проекты на игровое кино, на документалистику, на анимацию, на фильмы-дебюты, и плюс каждый год еще какая-то отдельная секция может быть. В зависимости от количества поданных заявок, их качества выбираются проекты, которые получат бюджет в дальнейшем. Из одного и того же источника финансирование получают как игровые работы, так и документальные фильмы.

Буквально давеча был конкурс от Национального культурного фонда Украины, на который можно было податься и получить финансирование и на кинопроизводство, и на research (поиск) темы. Многие мои коллеги подавались с просьбой финансирования в том числе и документалистики. То есть инсайдерская информация состоит в том, что источники определенные есть, кино снимается. Документалистика становится в Украине с каждым годом сильнее. Она дешевле в плане производства, потому документальные фильмы сейчас имеют возможность развиваться быстрее. По поводу игрового кино – вот скоро выйдет на большие экраны фильм Ахтема Сейтаблаева, который сейчас снимается в Западной Украине и для съемок которого пригласили в том числе и голливудских специалистов. Мне кажется, что и украинское игровое кино будет выходить на новый, качественный уровень. А еще же снимается и арт-хаус. Но этот арт-хаус до регионов не доезжает, к сожалению.

– Документалистика – элитарное кино или массовое?

– Мне хочется верить, что документалистика – универсальная, потому что она показывает простого человека таким, какой он есть. Это кино может рассказывать историю твоего соседа или бабушки – соответственно срабатывает эффект приближения.

Фото из личного архива Натальи Красильниковой.