Выборы не заканчиваются. Жизнь тоже

15:18
1129
views

Пока столичные аналитики рассуждают о принципиальной схватке «повестки войны» с «повесткой холодильника» и «повесткой народовластия» на выборах президента, которые состоятся уже в следующее воскресенье, на Кировоградщине можно отметить, пожалуй, самый вялый ход кампании за много последних сезонов.

 

И это, похоже, не изменят даже традиционные обострения последней недели. Бесконечные ковровые бомбардировки словесами ангажированных штабами экспертов с экранов ТВ, безудержный поток слоганов с билбордов вдоль дорог и бескомпромиссные пикировки армий свежесозданных профилей в соцсетях, похоже, дотла выжгли любые эмоции у тех, на кого были направлены. Избирателей то есть. Ничего никого уже не трогает. Впрочем, не без «всплесков».

 

В полях

Наверное, самым заметным отличием президентской кампании – 2019 от всех предыдущих стал ее ярко выраженный уход, как говорят айтишники, «в облако». С традиционных «полей». Информационный век приходит и к нам: никогда еще ставки на прямой контакт с людьми не были настолько низкими.

Нет, кандидаты, конечно, ездили, действующий Президент Петр Порошенко два раза за грубо полгода у нас был. Но два из трех основных, если верить социологам, претендентов на победу Кировоградщину не посетили. За Юлию Тимошенко на ее малую политическую родину приехали два не самых узнаваемых нардепа из «Батькивщины» и певица Анастасия Приходько.

Владимир Зеленский и вовсе-то на публике особо не светился. Кто-то из коллег написал, что все это – продуманная технология. Мол, его задача – быть «новым лицом», остальное избиратель должен додумать себе сам, и не стоит дробить электорат конкретикой. Если верить тем же социологам, это работает. Насколько хорошо – покажет подсчет бюллетеней, но факт остается фактом: кто возглавляет штаб Зеленского на Кировоградщине, кто здесь в «Зе!Команде» и есть ли вообще какая-то команда – неизвестно.

Это тоже, по большому счету, впервые так. Точно известно только то, что где-то есть люди, которые буквально наводнили региональный сегмент «Фейсбука» профилями пользователей, яростно поддерживающих кандидата и располагающих изрядным количеством свободного времени на демонстрацию этой поддержки. Во всех популярных группах в соцсети, имеющих отношение к Кропивницкому и области, в любое время суток. Комментировать, делиться программными картинками, голосовать в опросах.

События, связанные с кампанией «Зе» на Кировоградщине, по большому счету, только там, в соцсетях, и происходили. Например, 10 февраля страница «Команда Зеленского» назвала своим представителем в областном центре известного хореографа Игоря Спинула. А через два дня он на собственной странице написал, что, мол, попробовал, не подошло. Напомним, по оценкам специалистов, сегодня аудитория совершеннолетних пользователей «Фейсбука» только в Кропивницком – около 100 тысяч. Считай половина номинального населения, большая часть избирателей города.

 

Традиция?

Кто-то ждет от выборов изменений или, наоборот, сохранения статус-кво, кто-то – просто возможности подзаработать на палатках-раздатках, а наш брат-медийщик ждет скандалов, да погромче. Они на Кировоградщине были, но, как и в целом кампания, вяленькие какие-то. Да и упомянутой виртуализацией изрядно траченные. Когда избиратель смотрит в мир через экран гаджета, информация о событии не просто становится важнее самого события. Она его полноценно заменяет.

Буквально на пальцах. В конце декабря, когда официальной кампании не было, но все ведь все понимают, к нам приезжал еще не кандидат Анатолий Гриценко. То есть написал в том же «Фейсбуке», что проводил встречи, круглые столы, эфиры, но где все это было – никто до сих пор не знает. Тогда же на центральную площадь Кропивницкого вышли люди с акцией протеста. Против Гриценко.

– Туда пришли пять человек с плакатами типа «Продал армию – продаст и Украину». Назвали эту акцию «К визиту Г» и принесли на площадь тыквы с изображением самого Гриценко. Интересно, что представляться участники акции отказались, а о самом Гриценко, что-либо знали слабо, – прокомментировал событие журналист Андрей Богданович в авторском видеоблоге «Погляд».

Это к чему: ни самого Гриценко, ни «акции пятерых» здесь никто или практически никто не видел. Зима, будний день. Вовлечение происходит пост-фактум, через новостные ленты, комментарии, посты-перепосты…

Информатизация стирает и территориальные границы. К примеру, один из первых скандалов кампании на Кировоградщине «прилетел» из Киева, где сейчас живет крымчанин Алексей Лысенко, участник Евромайдана и АТО, ветеран полка «Азов».

– Сегодня партия Тимошенко использовала моё фото с передовой для пропаганды своих пораженческих взглядов и пророссийской повестки, – написал он в той же соцсети в ноябре прошлого года.

Пресс-служба полка отреагировала в куда более резких выражениях. А речь шла о газете «Центральная Украина», которую издает в Кропивницком общественная организация, основанная партийцами понятной политсилы. Ее, как уточнил Лысенко, он не поддерживает и согласия на использование своего изображения не давал. Фотографией бойца, к слову, проиллюстрировали статью под заголовком «Некому служить».

А вот мастер традиционного жанра с вилами, лобзанием коров, покупкой трусов и получением абсолютно реальных тумаков Олег Ляшко во внезапно наступившем новом веке потерялся совершенно. Ни одного стоящего скандала – разве что вполне явная агитация за него из уст бывшего лидера Партии регионов на Кировоградщине. Городской голова Александрии Степан Цапюк лично принял участие во встрече кандидата с ее жителями, в ходе которой Ляшко вручал некие грамоты и агитационные пакеты местным учителям, врачам и чиновникам, включительно с секретарем горсовета.

– Какая у него команда, чтобы в короткое время познакомиться с законом и дать те объяснения и те правки, которые необходимы для улучшения и работоспособности этого закона, – в том числе нахваливал Цапюк лидера радикалов со сцены мероприятия.

 

Персоны

Помимо неожиданного для многих выступления александрийского мэра, было в местной кампании по выборам президента еще несколько эпизодов, связанных непосредственно с ролью отдельных заметных личностей.

Сравнительно недавно для широкой общественности стал наконец-то, очевидным ответ на вопрос, кого поддержит региональная организация «Оппозиционного блока» – Александра Вилкула или Юрия Бойко. Точнее, на кого из них делает ставку экс-председатель Кировоградской ОГА, нардеп Сергей Ларин, возглавляющий ячейку.

Второго марта областная партконференция призвала Вилкула снять свою кандидатуру. Первый заместитель Ларина в организации Андрей Тесленко, в частности, заявил, что тот не имеет шансов пройти во второй тур, а значит – оттягивает голоса, дословно, «у единого лидера оппозиции» Юрия Бойко. Тезис, безусловно, требует уточнений – оппозиций в Украине нынче немало, и у каждой единый лидер, хоть нумеруй.

Неожиданный для многих «камингаут», как стало модно говорить в последние годы, сделал весьма скандально известный еще в недавнем прошлом кропивницкий активист Игорь Козуб. Его появление на форуме «От Крут до Брюсселя. Мы идем своим путем», где Петр Порошенко официально объявил о своем выдвижении в качестве кандидата, вызвало много кривотолков и версий, вплоть до приписывания Козубу роли «троянского коня» в стане местной президентской команды. Ведь еще недавно его связывали с политсилой одной из основных конкуренток.

– Когда были прошлые выборы президента, я возглавлял областной штаб партии «Батькивщина», – отметил он сам в комментарии журналистам. – Я не понимаю, почему Юлия Тимошенко не голосовала за Томос, за военное положение. Есть к ней вопросы.

То, что кто-то назвал бы «переобуванием на лету», впрочем, иллюстрирует всеукраинскую тенденцию с подключением части общественников патриотического и националистического толка, которых раньше сложно было назвать провластными, к кампании Порошенко. В плюс или в минус, опять же, покажет вскрытие избирательных урн.

Персональный срез кампании на Кировоградщине подтвердил и другую закономерность – постепенное перетекание в ряды более привлекательной в плане рейтингов «Батькивщины» сдувшегося за четыре года буквально в ноль победителя прошлых парламентских выборов, партии Арсения Яценюка «Народный фронт». Из пяти зарегистрированных ЦИК доверенных лиц Юлии Тимошенко в нашей области двое, Александр Цертий и Сергей Либега, – выходцы как раз оттуда. В той же пятерке директор облпотребсоюза и депутат облсовета Петр Петрушевский, фамилия которого упоминалась в связи с судебным разбирательством о «кнопкодавстве» при согласовании разрешения на разработку недр в Маловисковском районе и несколькими уголовными делами, в том числе – о незаконном завладении имуществом.

 

Коррупция…

Вполне традиционно, как в ходе всех без исключения избирательных кампаний в Украине, в ходе сегодняшней президентской немало говорили о подкупе избирателей. В очередной же раз – о «сетях», якобы созданных для его осуществления разными штабами. Расследования по фактам вроде как идут. На Кировоградщине представителей одной из парторганизаций, говорят, массово вызывают в областную управу СБУ, чтобы опросить по поводу.

В целом была информация то ли о трех, то ли о четырех с гаком десятках уголовных производств, начатых по заявлениям о нарушении избирательного законодательства в Кировоградской области. Говорить об этом серьезно, впрочем, смысла особого нет, таково твердое убеждение автора этих строк. Потому что не сел избирком пресловутого «сотого округа», прогремевшего на всю страну на рубеже 2004-го и 2005 годов. Потому что во время каждой избирательной кампании возбуждают дела, в том числе о подкупе, которые ничем не заканчиваются.

Внимания заслуживает разве что найденная журналистами, а не правоохранителями, история с возможной легализацией средств неизвестного происхождения. Исключительно потому, что тема раскрыта, кажется, впервые. Кассир супермаркета из Завалья Гайворонского района, ее сестра из соседнего села и сын этой самой сестры, находящийся в поисках работы, перечислили той же партии «Батькивщина» на троих больше 4 миллионов гривен за полгода. Частями, в основном равными, по 149 тысяч гривен. Возможно, потому, что расчеты от 150 тыс. грн в Украине попадают под обязательный финансовый мониторинг Госфинмониторинга.

Хотя, опять же, можно подумать, что раньше про черный нал на выборах никто в стране не догадывался. Ну какой нал может быть, например, у кандидата в президенты от партии «Умная сила», некоего Александра Соловьева, который висит в Кропивницком буквально через столб? Пару-тройку, грубо до четырех тысяч в месяц только за каждый «борд». Плюс два с половиной миллиона невозвратного залога в ЦИК. А если учесть, что с 1996-го по 2015-й кандидат боролся с экономическими преступлениями в милиции, потом в налоговой, потом опять в милиции, а потом, совсем немножко, еще и в Национальной полиции? Ни дня в бизнесе. Причем абсолютно понятно, что вполне конкретные миллионы на кампанию Соловьева, как и десятков других кандидатов, заведомо выброшены в мусорное ведро. Так же, как и то, что никто не возьмет никого из них за ухо и не спросит: «Откуда, дружок, у тебя миллионы, которые ты готов взять и просто выбросить?» И это жаль.

Еще деталь: в декабре прошлого года киевские социологи из группы «Рейтинг» насчитали, что около пятой части населения Кировоградщины позитивно относятся к материальной помощи от политиков во время выборов, треть занимает нейтральную позицию, против – меньше половины опрошенных.

 

Агрессия!

Как уже было сказано в начале, рядовой люд в большинстве своем, похоже, «выгорел» эмоционально по поводу политики и выборов, возможно, очерствел даже. В силу разных причин. А вот у тех, кто задействован, нервы, очевидно, сдают – оно и неудивительно, для многих немало поставлено на карту. В эту кампанию было несколько «звонков».

В конце января в Кропивницком неизвестные напали на представителя гражданской сети ОПОРА Евгения Гурницкого в подъезде дома, где он живет, разбили лицо. Организация занимается наблюдением за выборами, фиксирует нарушения законодательства – то билборды без исходных данных, то плакаты в неположенных местах наклеены, то политическая реклама в газете не маркирована. Учитывая все сказанное выше – просто смешно, а потому прагматический смысл в запугивании активиста не просматривается абсолютно.

Через месяц после этого инцидента вполне адекватные люди – политолог, кандидат наук, преподаватель местного педуниверситета Руслан Стадниченко и журналист-политтехнолог Александр Дануца – сошлись в боксерском поединке на почве околополитического конфликта в соцсети.

А еще через неделю-другую приступ агрессии, правда, сугубо эпистолярной, случился у зампреда областного совета Игоря Степуры. Телеведущий Дмитрий Гордон сказал в интервью, что не любит Бандеру, Степура в ответ написал, что тот, дословно, «должен сдохнуть». Кому-то, наверное, могло показаться, что наиболее вменяемой реакцией на это стало бы отсутствие реакции. Но Гордон ответил видеообращением, опять же, дословно, «я тебе кадык вырву, сука» и т.д., лишний раз подтвердив, что нет, не все в порядке.

Хотелось бы закончить на позитивной ноте – мол, вот выборы пройдут, все успокоятся, помирятся и, взявшись за руки, побегут вприпрыжку вместе строить новую европейскую Украину во главе с новым (или не новым) президентом. Но так не будет.

Во-первых, потому, что через полгода парламентские выборы, а потом через год – еще одни, местные. Мозги продолжат утюжить через все, через что достанут, пережить бы в здравом уме. Во-вторых, потому, что, как показывает практика, самый сложный и опасный этап украинских выборов начинается после их окончания. Хорошо бы до осени вообще доковылять без серьезных потрясений, непоправимых ошибок и невосполнимых потерь.

И, наконец, в-третьих – главное, наверное: у нас без выборов есть по поводу напрячься, разве нет? Кто бы ни взял трофей, по хлопку не кончится война, не выровняются все проселочные дороги, и не станет минимальная зарплата тыщу долларов. Изменения – они ведь процесс, а не положение тумблера «вкл.», «выкл.». Как-то об этом многие забывают, похоже…

Фото Павла Волошина, «УЦ».