О том, почему Рада «прокатила» президентский проект об изменениях к закону о выборах народных депутатов, кого повергла в смятение инаугурационная речь Владимира Зеленского, каковы перспективы принятия текущим составом парламента озвученных в ней инициатив и закона об импичменте президента – в эксклюзивном интервью нардепа Константина Ярынича.
Разговор состоялся еще до провальных голосований прошлой среды, «по горячим следам» вступления в должность избранного главы государства. По словам нашего собеседника, от сказанного им с трибуны зал остался в состоянии некоторой растерянности.
– Все ожидали яркого выступления, но не того, что оно заденет всех и в полное смятение введет и Кабинет Министров, и некоторых других официальных лиц, коснется министерств… Парламент был готов к тому, что будет идти речь о роспуске, – об этом давно велись разговоры. А на лицах в ложе правительства были растерянность и удивление. Поэтому мне кажется, что были некоторые переговоры, которые вроде как увенчались успехом, Кабинет Министров должен был продолжать активную работу до новых выборов, но обернулось тем, что Гройсман официально подал в отставку. Нужно понимать, что отставка Гройсмана – это не значит, что он ушел и поехал отдыхать. Смена правительства может произойти только после избрания нового парламента, пока это правительство будет исполнять обязанности, которые на них возложены. Уже не в статусе министров, а в статусе исполняющих обязанности. Хотя «министерке» здравоохранения к этому не привыкать, она все три последних года в этом статусе. Кстати, она уже была замечена в очереди на вылет во Франкфурт – полетела то ли отдыхать, то ли советоваться…
– Каковы, по-вашему, реальные перспективы изменения избирательного законодательства до выборов?
– Смена Избирательного кодекса – это довольно сложный законопроект, на сегодняшний день в него внесены четыре с половиной тысячи поправок. Поэтому речь идет о каком-то простом документе, который пытаются внести в зал, и, к сожалению, президент задекларировал, что это должны быть закрытые списки. Это было для всех странно: вместо того, что он говорил с трибуны, появилась инициатива о закрытых списках, отсутствии «мажоритарки» и снижении проходного барьера до 3%. Это обсуждалось в Администрации президента с лидерами всех фракций и предложено было президентом. Для меня неприемлемо голосование за закрытые списки, потому что это очередные поиски «кошельков» для наполнения партийных бюджетов, а не работа на людей.
NB: Константин Ярынич отметил также, что изменения в предложенном виде вряд ли наберут под куполом 226 голосов – как показали дальнейшие события, как в воду смотрел. Напомним, в прошлую среду голосов не хватило даже для того, чтоб президентский законопроект включить в повестку дня.
– Многие отмечают, что в целом к решению о роспуске парламента есть юридические вопросы, что была нарушена Конституция…
– На самом деле юридические вопросы есть, я согласен, но, если сегодня кто-то будет за них цепляться, это будет выглядеть как свидетельство того, что мы цепляемся за власть, как некоторые говорят, за «корыто». Это, во‑первых, будет недееспособный парламент, а во‑вторых, в глазах людей будет выглядеть крайне негативно. Я считаю, что в данной ситуации, чтобы не загонять «в пат» работу власти, парламента – у нас все-таки парламентско-президентская республика, – конечно, нужно перезагружать это все и работать дальше с новым парламентом.
NB: О том, что указ о роспуске Верховной Рады обжалован в Верховном суде, в прошлый четверг сообщил координатор общественного движения «Общее дело» Александр Данилюк. Отдельные аналитики, впрочем, тут же отметили, что «развернуть» избирательный процесс таким образом вряд ли получится – до решения суда он уже закончится.
– На прошлой неделе ваш земляк и коллега Станислав Березкин предложил нардепам «сплотиться вокруг Зеленского» – началось ли на деле движение действующих парламентариев в орбиту нового президента?
– Официальных действий не наблюдается. Почему «сплочение» не обязательно – скорее всего, в списках кандидатов в народные депутаты от партии Зеленского не будет старых политиков, поэтому «заигрывания» с его командой, будут безрезультатными. Подобные призывы скорее делаются, чтобы показать людям, что нужно меньше «штормить» политическую ситуацию, утихомиривать ее и спокойно идти на выборы, чтобы все ветви власти начинали нормально работать.
– Что из того, о чем в целом говорил Зеленский, может хотя бы теоретически быть проголосовано под куполом до выборов?
– Президентом было озвучено несколько ключевых моментов, на которые он хочет опираться в отношениях с пока действующим парламентом. Это в том числе снятие неприкосновенности, закон о незаконном обогащении. Но, если распускается парламент, кто на какие голосования будет ходить? Если сохраняется «мажоритарка», то парламент будет полностью нерабочим. Осталось два месяца, все будут не в зале сидеть, а в округах. Поэтому ничего проголосовать не получится. Я считаю, что все те вещи, которые задекларировал президент, в том числе и в инаугурационной речи, вся эта идеология давно вынашивалась, присутствует в риторике многих народных депутатов, все это делать нужно, но это задачи, скорее всего, для следующего состава парламента. Рада работает не по распоряжению президента, есть определенные процедуры – у нас две сессионные недели осталось…
– Закон об импичменте президента как-то «выпал» из инаугурационной риторики…
– Мое мнение, что это будет сделано немного позже, «на закуску», ведь новости должны появляться каждый день. Это тоже риторика Зеленского, она присутствовала в ходе предвыборной кампании. Законопроект об импичменте в парламенте есть, и, я думаю, он будет проголосован, потому что не касается конкретного президента. Мы же не говорим об импичменте Зеленского, мы говорим об инструменте импичмента в целом. Я считаю, этот подход абсолютно правильный, так же, как избирается президент, у нас должна быть четкая, понятная процедура изменения положения вещей. Это нормально, никто не должен держаться за кресло, где бы он ни сидел.
Юлія Тимошенко розкритикувала уряд за заборону консульських послуг для молоді за...