Круче Бендера, или Ловкость рук и немного психологии

12:12
1304
views

Все-таки гениальность афоризмов проверяется только временем. Кажется, что в эпоху электронных технологий давно должны стать неактуальными некоторые фразы незабвенного Оcтапа Бендера, но – нет! Практически каждый день мы получаем все новые и новые подтверждения его тезиса о том, что «при современном развитии печатного дела на Западе изготовить советский паспорт – это такой пустяк, что об этом даже смешно говорить». Правда, речь идет не о подделке паспорта, все гораздо печальнее, потому что даже тов. Бендеру не снился такой «сравнительно честный» способ отъема денег у ничего не подозревающих граждан, хотя он знал не менее четырех сотен вариантов жульничества.

 

В редакцию «УЦ», которая регулярно просвещает население о случаях мошенничества, обратился читатель, который просил не называть его имени, чтобы не навредить следствию, о чем постоянно просят правоохранительные органы. Вот что нам рассказал сам потерпевший.

По его словам, в Украине и в Кировоградской области в частности действует широкая сеть мошенников, специализирующихся на снятии денег с банковских карт при помощи… мобильных телефонов собственников! Путем довольно отработанных действий они легко проникают в ваш смартфон и уже через него получают доступ к банковской системе. Делается это при помощи программы по обмену сообщениями или звонками, в данном случае – «Вайбер». Мошенники каким-то образом взламывают «Вайбер» гражданина Икс и получают всю информацию о его связях, привычках, знакомых, как и в данном конкретном случае. После чего они уже от имени Икс делают рассылки его друзьям и родственникам, используя имеющуюся информацию, вплоть до стиля общения, о чем получатели и не догадываются. Например, на телефон через систему «Вайбер» приходит сообщение, якобы от имени вашего руководителя, такого содержания: «Друг, ты сможешь помочь с установкой “Скайпа” по случаю моего дня рождения?» Вы и не подозреваете, что обращается совсем другой человек, потому что тоже знаете, когда у начальника день рождения, и отвечаете, что с радостью поможете. Другой жертве тоже пришло такое сообщение, причем форма дружеского обращения не оставляла сомнений в достоверности отправителя. Вы ответили согласием помочь, после чего наступает второй этап. Вам приходит SMS-ка такого содержания: «Используйте (далее идет набор английских букв или комбинаций с цифрами), чтобы подтвердить свой идентификатор звонящего в “Скайпе”». Вы думаете, что это звонит ваш знакомый, и у мошенников появляется доступ к вашему смартфону или телефону и ко всей имеющейся там информации. Потом мошенники пополняют счет вашего телефона 20-ю гривнями и уже от вашего имени звонят мобильному оператору, естественно, представляются вами, жалуются, что потеряли телефон, и просят заблокировать сим-карту, чтобы получить возможность восстановить номер на другой сим-карте. Служащему оператора мобильной связи совершенно не интересно знать, что и как, ему достаточно получить информацию о нескольких сделанных якобы вами звонках и пополненном якобы вами счете, поэтому он блокирует вашу симку и дает разрешение на восстановление номера телефона на другой сим-карте, которая приобретается без проблем. Потом мошенники от имени жертвы спокойно заходят в банковскую платежную систему, для чего было достаточно позвонить с номера клиента банка, полученного таким хитрым способом.

Если банковская система запрашивала пароль, мошенники сообщали, что забыли его, и на телефон жертвы приходил временный пароль, выданный банком. Так воры получают доступ к вашим платежным картам, которые открыты в банке на ваше имя, и начинают операции по «сравнительно честному отъему денег». Они могут переводить деньги с ваших карточек на разные платежные системы, тот же «электронный кошелек». Поскольку у нашего рассказчика было установлено ограничение на использование средств для осуществления электронных платежей, злоумышленникам было доступно меньше пяти тысяч гривен, хотя сначала они пытались перевести с кредитной карты больше. Обнаружив пропажу, потерпевший обратился в полицию и службу безопасности банка, после чего узнал, что бывали «съемы» и покрупнее – по 15 или 20 тысяч, которыми воры рассчитывались в различных кредитных союзах.

Вроде бы все понятно, и жертвам афер необходимо не только посочувствовать, но и возместить убытки, но это оказалось намного сложнее, чем ворам украсть деньги с банковских счетов клиента. Полиция приняла заявление о краже, служба безопасности банка сообщила, что расследование займет от 30 до 180 дней, после чего будет принято решение о возвращении украденных денег, а может быть, и не принято. Но и на этом не окончились неприятности и финансовые потери для жертвы аферистов и непродуманности действий работников банка и операторов мобильной связи, поскольку все время расследования, а это может быть и полгода, жертва должна погашать проценты по… украденному у нее же кредиту!

Наш собеседник говорит, что одновременно с ним могли пострадать и его коллеги, которым также приходили сообщения от имени шефа о помощи при установке системы «Скайп», но банк якобы вовремя среагировал и заблокировал несколько попыток снять деньги по телефону среди ночи. Вопрос, почему это не было сделано после первых пропаж, тех же 15 или 20 тысяч гривен, которые случились раньше, остался без ответа, как и то, почему для снятия больших сумм денег ночью банк не требует никакого другого подтверждения, кроме телефонного номера клиента?

Судя по тому, что сообщений о мошенничествах с банковскими картами, телефонами и электронными платежами все больше, способов уберечься от мошенников не так и много, но они есть. Первое: при помощи «контрольных звонков» необходимо перепроверять сообщения, полученные по телефону, даже если они пришли от знакомых или близких людей. Второе: обратиться к мобильному оператору с тем, чтобы сделать невозможной смену сим-карты или номера без вашего личного присутствия, причем обязательно с паспортом, хотя при современном развитии печатного дела на Западе, ну вы поняли, о чем мы.

Интересно, что все фигуранты дела о мошенничествах, как правило, ссылаются на инструкции, которые не нарушали, но ведь именно благодаря недоработкам в инструкциях и становятся возможными махинации с конфиденциальной информацией или денежными средствами. Наш пострадавший читатель не понимает, почему, например, при оплате услуг хотя бы и за учебу требуют подтверждения личности при помощи дополнительного пароля, а здесь так просто могут украсть пять или больше тысяч гривен?

Конечно, банки говорят, что они много раз предупреждали и советовали, как уберечься от злоумышленников, но от этого аферистов меньше не становится, и иногда кажется, что старый добрый кошелек действительно надежнее банка. Кстати, «УЦ» как-то писала об опыте Израиля, где об украденной у клиента карте не он сообщил банку, а наоборот – банк сообщил клиенту. Значит, контроль над несанкционированными операциями с любой банковской картой любого клиента возможен?