Выявлять и лечить, а не изолировать и травить

14:14
2389
views

Третье воскресенье мая – Всемирный день памяти людей, умерших от СПИДа. Давно прошли те времена, когда можно было махнуть на эту проблему рукой, дескать, это где-то далеко и нас не касается. Монстр рядом, но он невидим и неощутим. Возможно, он уже находится внутри вашего тела, незаметно лишая его защиты перед угрозами внешнего мира.

СПИД и туберкулез в нашей стране (да и не только в нашей) носят не только медицинский, но и ярко выраженный социальный характер. По печальной иронии, они очень часто, как влюбленная парочка, живут вместе. Как только вирус иммунодефицита ослабляет защитные силы организма, первый, кто атакует его – именно туберкулез. И, по не менее печальной иронии, оба заболевания вызывают в обществе примерно одинаковую реакцию – отторжение, а больные ими – отвращение. По степени неприятия в одном ряду с ними может стоять разве что проказа, но видели ли вы хоть раз в жизни больного этой экзотической болезнью? Между тем носителей ВИЧ и больных туберкулезом в одной только Кировоградской области тысячи. И в отношении обеих патологий ситуация в Украине уже давно приняла характер эпидемии.

Сколько их?

По официальным данным Кировоградского областного отделения Всеукраинского благотворительного фонда «Всеукраинская сеть ЛЖВ», сегодня в Кропивницком проживают 976 человек с ВИЧ. Это те, кто стоит на диспансерном учете и получает антиретровирусные препараты для лечения. Чтобы иметь более-менее реальное представление о масштабе проблемы, эту цифру нужно умножить минимум в два раза, а то и в три. В Кировоградской области эта цифра составляет около 9 тысяч человек. Естественно, многие из них понятия не имеют о том, что больны.

– Сегодня более половины новых случаев выявления ВИЧ приходится на больницы, – отмечает руководитель направления профилактики и лечения в Кировоградской областной организации фонда ЛЖВ Владимир Бочаров-Туз. – По нашим данным, за один только апрель в больницах Кропивницкого было выявлено 7 человек, имеющих ВИЧ, при этом пять случаев – в Центральной городской больнице. Это очень много! Причем выявляется вирус иммунодефицита не сразу, человека лечат, например, от пневмонии. Лечение оказывается нетипично долгим и трудным, бывает так – вроде вылечили, но тут «вылезает» какое-то новое воспаление. Человек лежит в больнице месяц, полтора, два. Врачи начинают выяснять, в чем причина, делают дополнительные анализы – и обнаруживают ВИЧ. На втором месте по частоте выявления вируса – к сожалению, беременные. И только потому, что анализ на ВИЧ – один из обязательных для постановки на учет по беременности в женской консультации.

Те же, для кого тестирование на ВИЧ не обязательно, стараются его и не проводить. А вдруг он окажется положительным?

У 18-летней Тамары обнаружили ВИЧ в больнице. Врачи рассказали о диагнозе ее родителям. Выписавшись и придя домой, девушка обнаружила, что ее вещи аккуратно сложены у порога – ее банально выставили за дверь. Несколько месяцев она ночевала у знакомых и подруг, связалась с маргинальной компанией и в конце концов заболела туберкулезом. Специалисты фонда ЛЖВ нашли ее в противотуберкулезном санатории. Девушку вели психологи, она начала прием ретровирусных препаратов. За несколько месяцев Тамара смогла вылечить туберкулез, но, выписавшись из санатория, снова оказалась на улице. Не имея иных вариантов, девушка просто со всеми скудными пожитками пришла в офис фонда ЛЖВ в поисках помощи. И ей помогли – сначала она почти полгода восстанавливалась в реабилитационном центре, организованном священником. Сейчас она работает и живет в Одессе, и ее жизнь, судя по всему, нормализовалась.

Уже не через кровь

Случаев заражения ВИЧ через кровь в медицинских учреждениях на сегодняшний день – единицы, отмечает Владимир Бочаров-Туз. Эта проблема остро стояла в 90-х годах, когда медучреждения массово страдали от нехватки необходимых препаратов и реагентов для проведения анализов, из-за этого нередко донорская кровь не исследовалась должным образом. Сейчас опасность заражения через кровь и нестерилизованные медицинские инструменты остается, но она ничтожно мала. Одна из зон риска – салоны красоты, в которых часто не удосуживаются стерилизовать инструменты для маникюра и педикюра (а это – обязательное требование). Но и там вероятность заразиться невысока. Главный путь распространения ВИЧ – половой.

– Абсолютное большинство случаев заражения вирусом иммунодефицита происходят половым путем, – констатирует Владимир. – Но не нужно думать, что ВИЧ грозит только людям из определенных групп. Заболеть может каждый – именно поэтому мы говорим об эпидемии. ВИЧ в Украине уже давно вышел за пределы групп риска.

Поначалу выделялись несколько групп риска, в которых вирус чувствует себя комфортно. Это инъекционные наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, люди, ведущие разгульный образ жизни с многочисленными случайными сексуальными контактами. Представители всех этих групп вызывают у добропорядочной части общества реакцию отторжения. При обнаружении у человека ВИЧ-инфекции окружающие автоматически приписывают его к одной из этих «грязных» групп. Начинается тотальная травля. Причем, как показала описанная выше история, от больного могут отказаться даже самые близкие люди.

– Убеждение, что для того, чтобы заразиться ВИЧ, надо заниматься проституцией, быть гомосексуалистом или принимать наркотики, – чистой воды миф, – отмечает директор областной организации фонда ЛЖВ Юлия Чабанюк. – ВИЧ давно вышел за пределы групп риска, в 60% случаев он выявляется у вполне добропорядочных представителей общества, у обычных людей. Пример – беременные. Большинство девушек имеют семьи, в которых новость о ВИЧ может стать причиной тотального краха. Из-за угрозы травли многие, узнав о своем ВИЧ-статусе, скрывают его, стараются жить обычной жизнью – и заражают других. Поэтому сейчас группа риска – это все мы.

Еще не выздоровление, но все же

Современные антиретровирусные препараты не убивают сам вирус, но останавливают его развитие. По словам Юлии Чабанюк, носитель ВИЧ, регулярно принимающий эти препараты, может прожить долгую и полноценную (в том числе сексуальную) жизнь. Тот, кто лечится, становится неопасным, он уже не может распространять вирус дальше. Но как заставить человека начать лечение?

– Из-за страха травли люди скрывают свой статус и пытаются принимать препараты тайком, – констатирует Юлия. – Чаще всего из этого ничего не выходит – такие лекарства нужно пить, соблюдая строгие временные промежутки. Перерывы в лечении имеют пагубное влияние – ВИЧ вырабатывает защиту к препаратам.

Виолетта живет в Александрии. ВИЧ у нее обнаружили, когда молодая женщина становилась на учет по беременности в женской консультации. Она согласилась принимать лечение и через несколько месяцев родила здорового ребенка. В два года дитя пошло в детский сад. И там штатная медсестра каким-то образом узнала, что его мама – носитель ВИЧ. Медработнику не хватило тактичности промолчать об этом, информация разлетелась по городу. Родители других детей, посещающих ту же группу, устроили собрание и потребовали от администрации садика исключить «спидозного» ребенка из учреждения. Ситуацию удалось исправить только благодаря вмешательству правоохранительных органов и СМИ. Травле подвергся совершенно здоровый ребенок, единственная вина которого – родился у женщины с ВИЧ.

В другом случае носителя ВИЧ дискриминировал не кто-нибудь, а врач. Светлане нужно было сделать плановую операцию в одной из больниц Кропивницкого. За день до операции она сказала своему лечащему врачу о положительном ВИЧ-статусе и уверила его в том, что принимает лечение. Но доктор, узнав такую новость, заявил, что ему нужно посоветоваться с коллегами. В день операции он сообщил Светлане, что процедура отменяется, так как анестезиолог боится непредсказуемой реакции между антиретровирусными лекарствами и препаратами для наркоза. Женщине пришлось обратиться в частную клинику, и почему-то там проблем с ее ВИЧ-статусом не возникло. Ей была проведена успешная операция.

Толерантность как средство гигиены

Специфика передачи ВИЧ ставит перед нашим обществом ряд сложных задач. Одна из них – необходимость просветительской работы среди детей и подростков. Но на курсы по сексуальному воспитанию подавляющее большинство родителей смотрят, как на попытку развратить их детей. Мы обсудили эту проблему с Юлией Чабанюк.

– Знаете, рано или поздно общество к этому придет, – отметила она. – Произойдет смена поколений, уйдут люди, закаленные советским воспитанием. Хотя… Родителям, выгонявшим из детского сада ребенка, у которого мама с положительным ВИЧ-статусом, около 25 лет. Они выросли в независимой Украине. Не знаю…

На этом фоне пугающе выглядит следующий аспект:

– Вы говорите об уроках сексуального просвещения для старшеклассников, но я вам скажу вот что: говорить с 14-15-летними детьми об этом уже поздно, в этом возрасте они не только все уже знают – они все уже попробовали! Начинать эти занятия нужно в 6-7 классе, тогда как раз у детей начинается процесс полового созревания, и они смогут получить ответы на многие волнующие их, но неудобные для взрослых вопросы. И тогда же им нужно рассказать о ВИЧ, о его опасности, о том, как от него уберечься.

Просвещение – одна сторона. Другая – выявление уже инфицированных.

– Сегодня пройти тестирование на ВИЧ можно, не обращаясь в специализированные мед­учреждения, как это было раньше, – отмечает Владимир Бочаров-Туз. – В Украине создана сеть семейных врачей, каждого врача обеспечили достаточным количеством экспресс-тестов, для пациентов эти тесты бесплатны. Диагностика стала доступной.

Экспресс-тест можно взять и в самом офисе фонда ЛЖВ. Там же, кстати, можно бесплатно получить презервативы и защитить себя в нужный момент. Только вот с травлей что делать? Чтобы победить эпидемию, нужно принять как данность простой факт: люди, живущие с ВИЧ, – это не отбросы общества, не маргинальные элементы и не подонки, которым «так и надо». Они – обычные больные. Их просто нужно лечить.

Огромное количество смертельных болезней ушло в прошлое, когда люди усвоили ряд простых правил гигиены. Теперь никто не возмущается необходимостью мыть руки после туалета или иметь индивидуальную зубную щетку. Таким же правилом гигиены (только сексуальной) должно стать наличие презерватива в кармане. А еще – терпимость к тем, кто, в отличие от тебя, не уберегся и заболел. Кстати, еще не факт, что ты сам не болен…