О том, почему медицинская реформа в Украине пока напоминает легендарного киношного суслика – который есть, но его никто не видит; что делается «за кадром», в том числе на Кировоградщине, и что нужно, чтобы движение было более активным, говорим с нардепом-врачом Константином Ярыничем.
Как действующий врач и представитель парламентского комитета по здравоохранению, он уверен в том, что причины задержки анонсированных еще два-три года назад изменений находятся в профильном министерстве, которое по-прежнему возглавляет и. о., а не полноценный министр.
– Мы приняли законы, которые открыли возможность для автономизации лечебных учреждений и финансирования непосредственно лечения пациентов в виде медицинской услуги, – подчеркивает Ярынич. - Теперь исполнительная власть – то есть Министерство здравоохранения – должна практически реализовать эти реформы. Для этого нужно подготовить достаточно много подзаконных актов, это касается методики калькуляции услуги, перечня платных и бесплатных услуг и так далее. Министерство явно пробуксовывает, мы на сегодняшний день не запустили реформу на первичном уровне предоставления медпомощи – в ФАПах, амбулаториях, поликлиниках, – которая должна была стартовать уже с начала этого года. Мы постоянно переносим эти даты, и, учитывая, что министерство не справляется с ситуацией, было решено в профильном парламентском комитете выделить подкомитет по реформам. Его возглавила Ирина Сысоенко (на фото), мы уже провели несколько заседаний, хотим помочь регионам в понимании того, что нужно делать и чего делать не нужно. К нам приезжают представители территориальных департаментов здравоохранения, главврачи, приглашаем и МОЗ, и мы в живом режиме «вопрос-ответ» пытаемся определить приоритеты, что нужно прежде всего, что первично, что вторично. К примеру, уже провели заседание по реформе медицинской помощи, потом по системе eHealth – «электронное здоровье». Мы приоткрываем все нюансы, чтобы медики разобрались сами и могли вместе с нами задать вопросы представителям МОЗ и министерства финансов – это новая форма финансирования, и оно не стоит в стороне. Думаю, такая групповая «терапия» должна дать лучший результат.
По мнению парламентария, министерство не справляется не потому, что «не хочет», а потому что там нет сегодня квалифицированных кадров, которые имели бы в послужном списке уже выполненные задачи. Для них все ново, и это сказывается на том, что реформа задерживается, ни один пациент не может сказать, что что-то изменилось, все остается на месте.
– То же относится к так называемому закону о сельской медицине, который касается строительства новых амбулаторий в сельской местности. Это деньги, заложенные в государственном бюджете, который мы проголосовали, в объеме около 5 миллиардов! Они уже пришли на регионы, но действий как таковых не происходит – нет типового проекта, строительство не идет. Мы уже определились, где в области эти амбулатории будут строиться. Наш департамент, областная администрация уже провели работу, мы в полной готовности – как только Министерство региональной политики даст нам «старт», что вот, в таком виде это будет, мы приступаем к строительству и оснащению, в том числе транспортными средствами. Мы делаем все от нас зависящее, чтобы в ближайшее время «поезд тронулся», - говорит народный депутат.
В нашем парламентском комитете рассчитывают, что в текущем году и реформу «первички», и проект по сельской медицине все-таки удастся довести до конкретных воплощений, которые увидят и почувствуют люди. В частности, с 1 апреля должна начаться так называемая подписная кампания, каждый пациент теоретически сможет прийти и заключить договор со своим семейным врачом, который заменит участкового терапевта.
– Но, опять же, договор есть типовой, но он не утвержден – поэтому официально нечего подписывать. Мы ждем ответов, а министерство медлит. В этом свете постоянно поднимается вопрос по поводу и. о. министра здравоохранения, которая якобы имеет американское гражданство, – она это не опровергла. Это ставит в тупик и руководство регионов. Человек, который проводит такие серьезные реформы, должен как-то восприниматься. Плюс у нас де-юре нет министра, который нужен. Я вижу решение этого вопроса в немедленном внесении кандидатуры премьер-министром, кто это будет – Супрун или нет, не важно. Но руководитель должен быть на месте со всеми полномочиями, поддержанный парламентом. Тогда будет взаимное доверие. А так получается, что в сфере здравоохранения исполнительная власть – сама по себе, а законодательная – сама по себе. И я обеспокоен тем, что потенциальные досрочные выборы, о чем много разговоров ведется, могут сорвать проведение медицинской реформы в том числе. Потому что если мы говорим о выборах, то упускаем в стратегии реформ – это однозначно.
Тем временем подготовка к переходу здравоохранения на новые рельсы ведется в том числе и на Кировоградщине. Тоже пока незримая для рядовых пациентов больниц и поликлиник. Среди организационных вопросов, находящихся в стадии решения, и «электронная» составляющая реформы.
– Компьютеров нет, система eHealth работает на уровне пилотных проектов в отдельных регионах. Есть 5-7 компаний, которые имеют лицензию на проведение этой деятельности, будет сформировано техническое задание, и эти компании примут участие в тендере на то, чтобы поставлять свое программное обеспечение. Они уже практически все были на Кировоградщине, представляли семейным врачам свои решения, что они позволяют делать. Параллельно идут занятия с семейными врачами, есть графики, которые составили город и область, мы – на местном уровне это горздрав, облздрав и народный депутат – встречаемся, они задают вопросы, мы на них отвечаем. Что можно и нужно делать сегодня, какие возможности входа в рынок, нужно ли двигаться вместе с коммунальным медучреждением, или выходить на вольные хлеба, получив лицензию, и т. п. Параллельно идет процесс автономизации медучреждений. МОЗ уже выдал свои рекомендации по переводу учреждений в предприятия. Сейчас те (медицинские учреждения области. - Авт.), кто хотел, уже подали свои документы в областной совет – это коммунальное имущество, они должны оценить его, утвердить устав учреждения и так далее. Думаю, результат будет уже в течение месяца. Я не могу сказать, что ничего не происходит: просто люди этого пока не видят, но движение идет. Конечно, оно могло бы идти намного активнее, если бы у нас было полноценное министерство. И, надеемся, вскоре так всё и будет…
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...