Так повелось, что когда говорят об известных писателях родом с Кировоградщины, то вспоминают в первую очередь Владимира Винниченко, Юрия Яновского, Юрия Олешу. А ведь есть писатель не менее титулованный и в свое время знаменитый, но сегодня забытый. Это Натан Рыбак. Ровно 70 лет назад в свет вышла главная книга Советского Союза о единении России и Украины, о наших братских народах – «Переяславская Рада». Конечно, сегодня многим эта история видится по-другому, но факт остается фактом – Переяславская Рада была, и Натан Самойлович о ней написал большую книгу, за что получил Сталинскую премию второй степени в размере 50 тысяч рублей (в сороковые годы прошлого века это были большие деньги). Хотя до этого о Раде написал тесть Натана Рыбака, знаменитый драматург Александр Корнейчук (все слышали о «Платоне Кречете» и «В степях Украины»). Но то была пьеса. Возможно, с подачи тестя наш земляк и написал большую книгу в два тома.
Родился Натан Рыбак в селе Ивановка Новоархангельского района. По старому стилю в 1912 году, по новому – в 1913-м. Его отец был служащим на сахарном заводе. В селе окончил школу, а потом отправился покорять Киев. Интересно, что по образованию Рыбак был химиком-технологом. Но больше интересовался журналистикой. А уже в 31 год стал членом Союза писателей Советского Союза. Примечательно, что в Коммунистическую партию вступать он совсем не торопился. Или его не принимали. Членом ВКП(б) он стал лишь в 1940-м году.
Первые свои рассказы он писал о том, что хорошо знал, – о быте рабочих сахарных заводов. Естественно, о том, как их угнетали капиталисты и как прекрасно им зажилось после прихода советской власти. Натан Самойлович был довольно плодовитым автором, написал почти два десятка книг. Кроме «Переяславской Рады», одной из самых известных является «Ошибка Оноре де Бальзака». Рыбак написал просто триллер, как бы сейчас сказали, об истории отношений Бальзака и Ганской. Кстати, на киностудии имени Довженко сняли фильм по этой книге. По другой книге писателя был снят фильм «Длинная дорога в короткий день» – о нелегкой, но красивой доле советских физиков-ядерщиков.
«Переяславскую Раду» не раз задумывали экранизировать. Но, говорят, бюджет получался слишком большой. Над этой книгой писатель работал много лет. В 1948 году, 70 лет назад, вышла первая часть, первый том. Второй был опубликован через пять лет. Рыбак был достойным исследователем – много работал в архивах Киева и других городов, в музеях, много времени проводил в самом Переяславе-Хмельницком.
Натан Рыбак был более чем успешным, по советским меркам, человеком. В то время, когда обычные люди зарабатывали по 100-200 рублей в месяц, многие писатели получали по несколько тысяч. Квартира на Крещатике, дача под Киевом, персональное авто с персональным водителем – все это было у Рыбака. Но от смерти это его не спасло.
Кстати, многие считают автокатастрофу, в которой он погиб, очень загадочной, такой, как гибель главы Белоруссии Петра Машерова, актера Леонида Быкова, в наше время можно вспомнить и автокатастрофу, которая унесла жизнь Вячеслава Черновола.
Погиб Натан Самойлович в результате автомобильной катастрофы, которая случилась 11 сентября 1978 года. Так как он был заместителем председателя украинского Комитета по защите мира, за ним была закреплена персональная машина «Волга» ГАЗ-24. Обслуживали её два водителя из гаража специализированной автоколонны при Министерстве транспорта УССР.
Сентябрьским днём 1978 года, в пятницу, водитель повёз Натана Рыбака на его загородную дачу под Киевом. Дачи писателей Украины находились в районе города Ирпень. Правительственная «Волга», которую вёл шофёр спецавтобазы, явно превысила допустимую скорость на этом участке дороги. В дополнение ко всему автомобиль ГАЗ-24 совершает запрещённый правилами манёвр обгона движущейся в попутном направлении автомашины «Москвич-412». Обгоняемый автомобиль, которым управлял местный фельдшер, в этот момент собирался на перекрёстке повернуть налево, к зданию медицинского диспансера.
Водитель «Волги», в которой находился Натан Рыбак, на скорости движения до 90 километров в час, не удержав руль в руках, не справился с управлением. Машина левой парой колёс выскочила с шоссе на обочину и «обняла» растущее рядом с дорогой дерево. Удар пришёлся на правую от водителя часть «Волги», где в салоне находился писатель.
Натан Рыбак не был пристёгнут ремнём безопасности, он из-за большой скорости движения машины крепко приложился головой к передней панели торпеды «Волги». Надо сказать, что писатель был маленького роста. Медики в реанимации констатировали смерть Рыбака из-за того, что в результате автомобильной аварии у него был проломлен череп.
Экспертиза установила, что водитель чёрной «Волги» был в тот день трезв. Имел достаточный опыт вождения и нормальную репутацию, а иных шоферов на спецавтобазу Минтранса и не брали. Однако водителем были грубо нарушены правила дорожного движения, что повлекло гибель известного человека. Поэтому факт аварии скрыть от широкой общественности не удалось. Виновного в непреднамеренной гибели советского литератора Натана Рыбака водителя суд приговорил к 6 годам тюремного заключения.
– Дело было странным, в нем было много непонятного, – говорит известный адвокат Виктор Чевгуз (к примеру, он был адвокатом Надежды Савченко, когда та сидела в России). В то далекое время он был следователем по делу об аварии, в которой погиб Натан Рыбак. «Тот фельдшер был не виноват. Но у тогдашней транспортной номенклатуры был на вооружении принцип: “Наш водитель не может нарушить Правила дорожного движения. Мы берем на работу самых лучших, законопослушных …»
Похоронен Натан Рыбак на Байковом кладбище. В память о писателе в 1984 году была установлена мемориальная доска на доме писателей в Киеве, где он жил длительное время. В его честь назван речной теплоход, который ныне находится в Днепре.
Про призначення / поновлення виплати пенсії особам, які виїхали з тимчасово...