Сергей Лозница, безусловно, – самый известный украинский режиссер прямо сейчас, как это модно говорить. Он признан и обласкан кинематографическим миром, а теперь, после объявления его фильма номинантом на Оскара от нашей страны, о нем узнала, заговорила и Украина.
Сергей Лозница – самый загадочный украинский режиссер. Давно уже живет в Германии, учился в Москве, снимал в Кривом Роге. Уговорить его на это интервью было делом нелегким: Сергей то представлял один фильм в Венеции, то другой – в Торонто, писал мне из Рио-де-Жанейро и Амстердама. Но, тем не менее, сегодня фильм Лозницы «Донбасс» выходит в прокат, а на страницах «УЦ» – интервью живого классика мирового кинематографа.
Из Википедии: Сергей Владимирович Лозница родился 5 сентября 1964 г. в Барановичах Брестской области Белорусской ССР. Украинский режиссёр документального и игрового кино белорусского происхождения. В 1981 году поступил в Киевский политехнический институт на кафедру прикладной математики факультета систем управления, защитил диплом по специальности инженер-математик. С 1987-го
по 1991 год работал научным сотрудником в Институте кибернетики. Занимался разработкой экспертных систем, систем принятия решений и проблемами искусственного интеллекта. Параллельно работал переводчиком с японского языка.В 1991 году поступил во ВГИК на отделение режиссуры игрового кино в мастерскую Наны Джорджадзе. В 1997 году окончил институт с отличием. С 2000 года работал на Санкт-Петербургской студии документальных фильмов режиссёром. В 2001 году эмигрировал в Германию. Женат, две дочери.
Фильмография: четыре художественных фильма (2010 – «Счастье моё», 2012 – «В тумане», 2017 – «Кроткая», 2018 – «Донбасс») и 19 короткометражных и документальных фильмов.
– В этом году, говоря спортивным языком, вы взяли «Большой Шлем» – ваши картины участвовали (и успешно) во всех трех гранд-фестивалях – Берлине, Каннах и Венеции, а в довершении «Донбасс» получил добро от Оскаровского комитета Украины. Для вас это год прорыва или результат многолетней работы в кино?
– Я ничего специально для этого не делал. Намерения брать «Шлем» или что там еще у меня не было. Просто так получилось. Я не могу сидеть без дела и стараюсь, закончив один фильм, сразу же приступать к следующему. Так совпало, что в прошлом году нам удалось собрать финансирование на фильм «Донбасс» и финансирование на две документальные картины. «День Победы» в прошлом году мы уже сделали, и я смонтировал фильм «Процесс», прервался на игровую картину, потом, когда закончил ее, вернулся снова к документальной. Такие паузы бывают иногда полезны, и такая смена жанра тоже идет на пользу фильму. Фильм должен, порой, как хорошее вино, отстояться. Вот и сейчас у меня две игровые картины и три документальные впереди. Дело за малым – найти финансирование.
– Все три фильма, маркированные датой «2018», – совершенно разные. Документальный, игровой, монтажный. Расскажите немного о каждом, что связывает их, кроме года выпуска.
– Хотя эти фильмы, на первый взгляд, кажутся разными, но если внимательно присмотреться, то их объединяет одна общая тема, которую я затрагиваю в своих последних фильмах. И «Аустерлиц», и «Событие», и «Майдан» тоже, в общем-то, об этом. Мы живем в обществе, в котором спекталь, публичное представление, театр давно уже вышли за границы сцены и являются частью нашей жизни и частью наших переживаний и влияют на наше с вами поведение. Театрализация жизни – вот что меня интересует, вот что проявляется в той или иной степени в нашем существовании.
Фильм «Процесс» сделан из архивного материала, снятого во время одного из важных сталинских процессов – процесса «Промпартии». Такой партии никогда не было, судили невинных людей из высшего руководства экономикой СССР и из академической среды. От начала до конца это был публичный спектакль, придуманный и срежиссированный Сталиным при помощи ОГПУ. Сейчас это уже факт истории, но в тот момент большинство зрителей этого процесса поверили в происходящее и приняли это деление общества на врагов советской власти и пока еще невинных жертв той же самой власти. Это был один из первых громких процессов, который позволил благодаря театральному действию и произведенному им эффекту решить политическую проблему – объяснить простым людям, почему, спустя 10 лет после окончания Гражданской войны и окончательной победы коммунистической идеи, они живут еще хуже, чем раньше. Театральность свойственна и более поздним проявлениям политической воли, и в наши дни она получила новое измерение и силу благодаря телевидению и новым возможностям снимать и распространять видео. Любопытное явление, которое необходимо исследовать. Чем я и занимаюсь в разных своих фильмах.
– Есть ощущение, что основным объектом вашего кинопоиска является Советский Союз, его мифология и еще живой народ исчезнувшей страны. Даже в таких работах, как «Майдан», это чувствуется. Но это не ностальгия. Тогда что – холодная антропология? Или патологоанатомия даже?
– Каждый человек должен понимать самое главное – кто я и где я нахожусь. После этого можно принимать какие-либо решения. Без понимания ваши решения будут ошибочны, что может привести в лучшем случае к недоразумению, в худшем – к катастрофе. История не начинается вдруг с ноля. Мы все наследуем нашему прошлому, оно никуда не делось и с ним нужно как-то быть. И оно никуда не исчезнет. Так что можете называть это как хотите, но я пытаюсь понять, что же все-таки происходило и каким образом это могло произойти.
– Ваше имя давно на слуху, ваши картины медленно, как и положено хорошему кино, доходят до массового зрителя, но про вашу жизнь известно немного. Даже биография на вашем сайте заканчивается фразой «снял два игровых полнометражных фильма». Расскажите, если можно, о Сергее Лознице образца осени 2018 года – как живет, что обдумывает, что смотрит и читает?
– Я не понимаю, как можно отвечать на такой вопрос. Все, чем я хотел бы поделиться со зрителями, – это мои фильмы. Остальное оставьте за кадром. Это никого не должно волновать. Что-то читаю, что-то смотрю. О чем-то думаю. Увидите в следующих фильмах.
– Кино – дело коллективное. Как вы собираете команду, какие люди для вас – свои?
– Мне не нравится слово «свои» в таком контексте. Оно предполагает слово «чужие». Такое деление мне не нравится. Я стремлюсь не делить, а объединять. Я помню, как мой мастер во ВГИКе Нана Джорджадзе говорила: «Не забывайте, что вы не только работаете вместе, делая фильм, вы еще проживаете вместе часть своей жизни. И этот жизненный опыт также очень важен». И я работаю с теми, с кем я хотел бы прожить часть своей жизни. И со временем мне удалось найти потрясающую команду. Мы все из разных стран и культур, и мы все заняты одним делом – помогаем друг другу творить и реализовывать себя каждый в своей профессии. И эта гармония сотворчества дорогого стоит.
– В этом октябре « Донбасс» выходит в широкий украинский прокат на русском языке. Параллельно с прокатом начинают действовать новые нормы языкового законодательства, практически запрещающие русский язык в украинском кино. Для вас это важный момент? Будете продолжать снимать, как снимали, или подстроитесь под новые правила?
– Я буду продолжать делать то, что всегда делал. Задача любого государства – охватить, насколько это возможно, общество проявлением своей воли. Задача любого общества – отстаивать свои интересы перед проявлением воли государства. Так было и так будет до тех пор, пока сама государственная структура не исчезнет. Это все уже давно описано. Читаем Гоббса или Кропоткина. А параллельно течет жизнь, которая проходит и регулируется согласно своим законам. И если законы, принятые государством, против законов жизни - жизнь обычно побеждает. А я буду продолжать делать то, что я делал. «С миром державным я был лишь ребячески связан, Устриц боялся и на гвардейцев глядел исподлобья, и ни крупицей души я ему не обязан…»
– Вы практически не пользуетесь чужими сценариями. Для вас важно зафиксировать в вечности именно свои мысли? Или просто не находите интересный сценарный материал?
– Я написал один сценарий по повести Василя Быкова «В тумане». Все остальные сценарии придуманы и мотивы их взяты из жизни. Наверное, мне нужно материал переосмысливать. Хотя есть один сценарий, который я бы поставил так, как он написан. Может быть, ко мне еще не пришел сценарист. Видимо, он еще в пути.
– Если вам завтра предложат большой жанровый проект от голливудского мейджора, боевик какой-нибудь или большой сериал от HBO или «Нетфликс» – согласитесь? Вообще, если представить, что у вас открытый бюджет – что бы вы хотели снять?
– «Нетфликс» сейчас меняет политику. Посмотрите прекрасный фильм «Рома» Альфонсо Куарона. Полностью профинансирован «Нетфликс».
Мечтать, конечно, не вредно, о том, что мне предложат то или иное. Но мне не предложат. Будьте спокойны. Мейджоры – это не про меня.
Открытый бюджет – это, конечно, заманчиво, но ведь это только возможности реализовать замысел. Это нисколько не панацея в кинопроизводстве. Проблема с бюджетом иногда помогает придумывать интересное художественное решение. Видите, тут есть и другая сторона. Я много что хочу снять. Давно уже у меня написан сценарий «Бабий Яр». Снова мы начали собирать финансирование. Очень важная картина. А потом еще много у меня замыслов.
– 2019 год будет для вас годом отдыха, съемок или накопления материала?
– В следующем году я хотел бы сделать три фильма. Они уже свершились в моем воображении.
Посмотрим, насколько нам удастся эти фильмы профинансировать.
Был бы у меня сейчас бюджет – я б уже снимал.
Послесловие будет, вероятно, неожиданным для читателя. Да, 18 октября «Донбасс», номинант на Оскара, появится в широком украинском прокате. Но не в Кропивницком. В единственном нашем кинотеатре «Портал» на мой телефонный запрос администратор долго мялся, уточнял, но фильма у нас не будет. Может быть, когда-то позже.
Знаете, все труды украинских кинематографистов будут зря, если мы сможем увидеть наши фильмы через полгода с экрана телевизора или планшета. Кино пока снимается для большого экрана. И таковых экранов, по моему скромному мнению, в областном центре должно быть несколько больше, чем сейчас в наличии.
Уважаемый мэр и депутаты горсовета! Ну привлеките вы инвестора для создания современного многозального кинотеатра. Стыдно за город.
А в Кривом Роге сегодня, 18 октября, – премьера фильма с участием героя интервью.
Можно еще успеть.
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...