Мозги у нашего народа переключаются с легкостью телевизионного пульта. Раз – и вся страна неделю только и говорит, что о военном положении. Говорит, правда, по-разному. Но все больше критикует, высмеивает, а то и попросту мочит. И это в Украине, где половина населения успела часть жизни прожить по уставу «Приказы начальства не обсуждаются».
От того, что несут в эфире и пишут в соцсетях различного рода политики, эксперты и сильно неравнодушные граждане по поводу введения Президентом и Верховной Радой военного положения (ВП), голова может пойти кругом, равняйся и ложись! Виновны абсолютно все вокруг, а способы разрешения кризиса предлагаются просто на любой вкус: от победоносной войны до сдачи в плен. Но давайте попробуем обойтись без пафосных истерик и тихого злорадства.
Итак, после аннексии Крыма Российская Федерация фактически объявила Азовское море, включая Керченский пролив, своими территориальными водами, в которых действует установленный Россией порядок прохода. Наша страна, естественно, с такой постановкой вопроса решительно не согласна и, ссылаясь на грубое нарушение ряда международных и двусторонних договоров, считает вооруженный захват украинских катеров и буксира военной агрессией.
Сказав А (агрессия), надо говорить и В (военное положение). Увы, внятно и сразу объяснить народу, что предполагает введение ВП и для чего оно задумано, власть не смогла, и это тоже вполне понятно. Сам указ Президента во время утверждения в Верховной Раде претерпел такую «термообработку», что авторам этой идеи понадобилось несколько дней, чтобы вдохнуть новые смыслы и цели в сильно урезанный текст. Как по мне, лучшая (самая точная и краткая) формулировка принадлежит заместителю министра по вопросам временно оккупированных территорий Георгию Туке: «Военное положение ввели, потому что органам государственной власти и местного самоуправления нужно потренироваться. Угрозы от северного соседа никто не отменял. Чтобы Украина была готова к отражению возможных атак». Ясно и понятно. И без этих вечных турчиновских прогнозов: «Война точно начнется завтра».
Потренироваться, если по-взрослому, толково и с пользой, – это очень даже неплохо. Лишь бы не так, как министр Омелян, который, в связи с введением военного положения, прибыл на заседание напрасно вверенного ему Министерства инфраструктуры в камуфляже с группой крови (ІІ Rh-) на левой стороне груди. Ну ни дать ни взять его сказочный тезка Емеля, который печкой (вместо «Укрзалізниці») «по щучьему велению, по моему хотению» командовал. Говорят, супруга министра, дизайнер брендовой одежды, смеялась до икоты.
Думаю, такие вояки, готовые лоб расшибить и людей насмешить, найдутся в каждой области, но это, как говорится, издержки старания. Самое главное, чтобы все задуманное не превратилось в «месячник военного положения». Помните так модные в СССР месячники культуры, дорожного движения, сбора макулатуры, солидарности с кем угодно и т. д.? Чистой воды профанация – два часа инженеры дороги помели, и месячник чистоты закончился. Вот этого реально не хотелось бы.
И еще. Очень надеюсь, что ВП – это хороший повод покончить в стране с политическим бандитизмом и хулиганством. Регулярные побоища под парламентом, избиения политических оппонентов, многочасовые блокирования дорог – и все это на глазах полиции. Только из последних событий, практически одновременно с введением военного положения: нападение группы титушек на Анатолия Гриценко и его соратников в Одессе, блокирование евробляхерами пропускных пунктов на западной границе, захват националистами ТРЦ Ocean Plaza в столице…
Честное слово, если целью введения военного положения станет не только повышение обороноспособности Украины, но и наведение элементарного порядка во власти, экономике и на улицах страны при непременном соблюдении демократических свобод граждан (как обещал Президент), то «месячник» ВП действительно стоит продлить. Верится в это с трудом, но под Новый год и выборы каких только чудес не бывает.
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...