Среди 44-х кандидатов в президенты Украины на выборах-2019 Александр Мороз – не просто самый старший и опытный политик, у него уже есть свое место в учебниках истории, и никакие новые потрясения и веяния не в силах это изменить.
Казалось бы, уже можно писать мемуары и с иронией поглядывать на 50-60-летних «мальчишек», изо всех сил рвущихся к власти, но нет: Александр Мороз в отличной форме и готов дать фору многим крикунам-популистам. Это, собственно, и подтвердило наше короткое интервью в стенах педуниверситета.
– Первый вопрос, который может возникнуть у каждого, кто знает историю политика и государственного деятеля Александра Мороза, – зачем? Как вы решились идти еще раз в президенты и чем мотивировали этот поход?
– Я действительно не изъявлял желания ввязываться в эту кампанию. Более того, мне президентство как должность не нужно. Но еще больше институт президента такой, какой он есть, не нужен Украине. Для нее он самое большое зло. Решаясь на такой шаг, я исходил из необходимости ликвидировать институт президента, потому что иначе никаких перспектив для Украины не остается. Никто, кроме меня, этим заниматься не будет. Правда, слышал заявление одной женщины о введении поста канцлера. Но это просто иная форма диктатуры. Я же хочу изменить всю систему власти, подчинить ее народу, и знаю, как это сделать. Пропагандировал эту идею более 20 лет. Сегодня скептикам или сомневающимся говорю: «Вы же видите, что страна движется к катастрофе. Так, может, сделаем то, что я предлагаю?» Это европейская модель. Во всяком случае, хуже не будет, а что лучше будет, уверен. Успеем вместе это сделать примерно за 1,5-2 года. Тем более что нам не надо ничего выдумывать. Опыт Скандинавских стран, той же Канады говорит о том, что это можно и нужно сделать. У нас есть фактически не парламентская, а президентская республика, диктатура.
– А кто реально может вас поддержать в этом вопросе? Какие слои населения, какие группы политикума? Один в поле не воин…
– Правда. Обтекаемо я ответил бы так: все сознательные граждане. Но вызывает сомнение, что все они – сознательные. Какие политические силы? Мы формируем сегодня левоцентристскую европейскую политическую платформу, которая готовится на парламентские и местные выборы. Это партии, с некоторыми мы уже подписали соглашение. Это движение старших офицеров, которые реально знают ситуацию в армии и не только. Это «Союз левых сил», партия «Трибунал» и другие общественно-политические организации, которые поддерживают идеи социальной справедливости в их европейском понимании.
– В каком положении сейчас маятник политики в Украине? Не кажется ли вам, что он ушел резко вправо и вы в очередной раз опережаете события?
– Народ по Конституции – источник власти. На самом деле есть только видимость власти, и то только лишь во время голосования. Надо создать другие условия, чтобы маятник, о котором вы упомянули, двигавшийся в противоположном направлении от прежнего состояния, колебался в диапазоне, близком к интересам человека. Под его – человека – ответственность за то, как он живет, как живут громада, район, край, страна. Тогда он станет гражданином. Основная (и сложная) задача во время этих и последующих выборов – изменить человека и создать для этого условия.
– Кто еще сегодня вышел на ваше электоральное поле, имитируя социалистическое движение?
– Их много, но это все, как вы правильно сказали, имитации. Видим заимствование наших идей, которые нравятся людям, поскольку они – идеи социальной справедливости. Готовясь к выборам, многие на словах используют то, что мы отстаивали на практике, провозглашая лозунг «Построим Европу в Украине!». Но для нас это цель, для других – пропагандистский прием.
– Социалистическая идея в Европе жива или только «жевріє»?
– Там, где она укоренилась в сознании людей, в тех же Скандинавских странах, там она незыблема. В других наблюдаются колебания маятника и под влиянием новых вызовов, неизвестных ранее в Европе. Это миграционная политика, влияние супергосударства, авантюры цветных революций. На этом фоне активизируются праворадикальные течения, в том числе националистические.
Мы инициируем шаги, которые я отстаиваю длительное время. Более того, во время своей первой каденции председателя парламента добился, чтобы в Киеве (я подчеркиваю, в Киеве!) собрать первый этап европейского совещания по вопросам безопасности. Первый этап – совещание председателей парламентов европейских стран. Чтобы подготовить полномасштабные совещания по образцу «Хельсинки-75», надо построить правильные взаимоотношения между странами в нынешних, изменившихся условиях.
Тогда наш «хуторянский» президент Кучма сорвал совещание, назначенное бюро ПАСЕ на 28 марта 1998 года.
Сегодня крайне необходимо собрать такое совещание. Надо договориться, как жить дальше. Люди забывают о том, что мы находимся на маленькой планете, где любой конфликт может закончиться ее крушением. Мы же люди думающие, должны быть такими. Давайте определяться, как дальше жить на Земле. Как избежать планетарной катастрофы, как справедливо пользоваться жизненными благами. Ведь нельзя, скажем, Украине жить в угоду пяти человекам, которым принадлежит 10% валового внутреннего продукта. Это несправедливо. Страна гибнет, больше 60% людей на субсидиях сидят, зато за год на 30 человек увеличилось количество нуворишей, владеющих более чем 50 миллионами долларов дохода.
– Вы были в Украине, есть такая поговорка, если и не первым, но и не вторым человеком. Был такой период. Скажите, а был такой момент, который мог изменить страну? Что вам тогда не удалось, где недожали?
– Я делал все, что мог. При этом никогда не воровал и не брал взятки, не лицемерил. Шел 99-й год. Президентская кампания. У меня на старте 35% рейтинга. Но… фальсификация, подкуп тех, кто называл себя соратниками… Не хочу о них упоминать. Возьмите ту же «Каневскую четверку», творение Администрации Президента. Меня пригласили, согласился, ведь нормальные условия – у кого наибольшая (по результатам опроса) поддержка, того и будут поддерживать подписанты. А с ними Кучма предварительно договорился. Организовали, как повод, «покушение» в Кривом Роге. Сделка Кучмы с подписантами состоялась. Ее суть – «… любой, но не Мороз». Был упущен шанс – не мой, а Украины. Но я думаю, что успею, хочу успеть реализовать то, что не мне нужно, нужно Украине, нужно всем нам,– европейскую модель власти и управления, центр которой – самоуправление без каких-либо «вертикалей». Надеюсь, что люди в конце концов меня услышат.
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...