Денег нет, но вы держитесь, – примерно таким стало нынешнее послание государства крупнейшей в стране отраслевой площадке, снова ставшей на четыре дня точкой сбора всего и всех, кто имеет отношение к сельскому хозяйству в Украине.
Во время церемонии открытия упоминали продукцию на 18,8 миллиарда долларов, проданную в разные страны мира за прошлый год, более 3,5 миллиона тонн зерновых, которые собирают на Кировоградщине, более половины отечественной посевной техники и почти все гидротехнические комплексы, которые изготавливают здесь. Называли «АгроЭкспо» участником экономического развития страны.
«А она не пришла». Не было никого из Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства, и не только. Впервые за семь лет существования выставки.
– Как вы поднимете ВВП Украины на 40% (за пять лет, задекларировано премьер-министром Алексеем Гончаруком. – Авт.), если никто из Верховной Рады, никто из комитетов, никто из правительства не приехал туда, где собралось двести директоров заводов? – спрашивает через телекамеру у отсутствующих представителей власти Анатолий Кобзаренко с Сумщины, основатель завода собственного имени и участник обоих украинских Майданов.
Плохие новости
Заместитель профильного министра, по сути министр сельского хозяйства в новой правительственной структуре Тарас Высоцкий в прошлом году представлял на выставке одну из лоббистских организаций «Украинский клуб аграрного бизнеса». По словам создателя «АгроЭкспо», промышленника Павла Штутмана, возглавляющего ассоциацию предприятий – производителей техники и оборудования для АПК «Украгромаш», по телефону тот сказал, что обязательно приедет в 2020-м. Пока правительство очень занято.
Вопросы власти ставили дистанционно – в комментариях, заявлениях, коллективном обращении аграриев и машиностроителей к президенту с призывом вернуть программу частичной компенсации стоимости отечественной техники для сельхозпроизводителей. В проекте государственного бюджета на следующий год эта строка отсутствует.
– Получается, что всех производителей, которые инвестировали в новые технологии, освоили новые производства, закупили оборудование, мягко говоря, обманули – программа должна еще два года работать… Государство нарушило правила игры без всякого согласования с машиностроителями, аграриями, – говорит Руслан Ильичев, генеральный директор Федерации работодателей Украины (ФРУ).
Среди результатов программы, которые он называет, – увеличение количества украинских предприятий, производящих технику и оборудование для АПК, с четырех десятков почти до двух сотен, 5000 новых рабочих мест, 12000 новых видов продукции, рост доли украинской сельхозтехники на внутреннем рынке почти до 30%.
Не меньше вопросов к правительственной инициативе о снятии моратория на продажу сельскохозяйственных земель. В основном в кулуарах деловой программы и экспозициях «АгроЭкспо» говорили именно об этом. Неопределенность влияет на рынок сельскохозяйственной техники и ее производителей, которые и без того в непростой ситуации, говорит Штутман из «Украгромаша».
– Вся наша отрасль сегодня находится под (российскими. – Авт.) санкциями, мы не можем доставить свою продукцию в Туркмению, Казахстан, у нас много с этим связанных проблем. И эти проблемы приводят к сокращению рабочих мест. Бизнес становится дешевле, даже не менее прибыльным, а более убыточным. И Украина теряет инновационные отрасли.
От сохи
Покупатели техники озвучивают идентичные мнения.
– С одной стороны – исчезла компенсация, с другой – безответственный шаг по рынку земли. Никому не понятно, как он будет функционировать, поэтому все сейчас замерли, не покупают даже удобрения, – говорит Геннадий Новиков, председатель Аграрного союза Украины (АСУ). – Да, есть проблема с мораторием, которому около 18 лет. Не проанализировав, почему эти законы, эти шаги не были приняты, мы ускоряемся. Вместо того чтобы получить поддержку и понимание общества, мы вводим его в стрессовое состояние, весь рынок дрожит перед тем, как это будет происходить.
АСУ объединяет четыре тысячи предприятий, которые обрабатывают 12 млн га украинской земли. Новиков – руководитель «от сохи», его «Аскон» является базовым семенным хозяйством Киевского института физиологии растений и генетики.
– Сейчас говорят: открывать рынок юридическим и физическим лицам, разумеется, всем, иностранцам тоже. Там кредиты под 0 уже процентов, здесь – под 22 пока. Если целью реформы является то, чтобы украинскими землями завладели иностранцы, – пожалуйста. Но если целью было найти эффективного украинского владельца земли, то надо поискать среди украинцев. Именно эти украинцы с того развала, который был в 90-е, когда зарастали земли, сделали так, что сегодня нет ни одного клочка, который не обрабатывается. 17% ВВП производит аграрный сектор, 42% валютной выручки. Без всякой практически государственной поддержки, сопоставимой с зарубежной, без кредитования сопоставимого. И они сейчас конкурируют с Европой. Есть инвестиции, есть производство, оно растет. Отрасль на ходу, вот ее надо «покрутить» теперь, чтобы что? – спрашивает аграрий.
Дать владельцам земли, готовым ее продать, эту возможность, по его мнению, нужно и можно. Сначала покупать могло бы государство в лице местных общин, затем – физические лица-украинцы, потом и юридические, которые учреждены исключительно украинцами. При таком подходе реформа не привела бы к перераспределению земельного банка, отмечает Новиков.
– Пойдет передел – будет спад производства, будут катаклизмы, которые Украине не нужны, – говорит он. – Нужны только тому, кому мешает развитие Украины.
На спад производства, по мнению председателя АСУ, может повлиять также сегодняшняя засуха и нехватка средств из-за конъюнктуры рынка.
– Цена на зерно просела примерно до 30% по сравнению с прошлым годом – пшеница, ячмень, кукуруза, подсолнечник, соя, – констатирует Новиков. – Есть объективная причина – укрепление гривни. С другой стороны, аналитики некоторые склоняются к тому, что проседание цены является предпосылкой введения рынка земли в Украине. Потому что не нужно, чтобы у украинцев были средства. Транснациональные компании участвуют в рынке земли, они же являются главными экспортерами. Договориться самим с собой не так трудно…
Эхом его словам стало эмоциональное выступление с места во время одной из панельных дискуссий о будущем отрасли, прошедших на «АгроЭкспо».
– Уберите «прокладки» из Николаева, из порта уберите «прокладки»… Почему они диктуют ценовую политику? За сутки на тысячу гривен, на две тысячи гривен падает подсолнечник. Это не рынок, это бандитизм! – почти кричит, обращаясь к отсутствующим представителям власти, фермер с 50 гектарами в обработке. – Вы уничтожаете того, кто поднимал эту землю…
От станка
Несмотря на мрачные ожидания, заворачиваться в простыню и ползти в сторону кладбища никто не собирается. Таблички «продано», несмотря на конъюнктуру, можно было увидеть на выставочных образцах «АгроЭкспо». Как и в предыдущие годы, продавали прямо со стенда со скидкой 10%, заключали договоры поставки с 5% дисконта.
Едва ли не впервые серьезно заговорили об украинском тракторе – конкурентная самоходная техника отечественного производства постепенно выходит за рамки перспективных разработок.
– Три компании выставили тракторы, – отмечает Ильичев из ФРУ. – Да, в этих тракторах порог локализации (доля комплектующих отечественного производства. – Авт.) – не менее 40%, есть выше. Это немного, но мы не делаем пока двигателей, не делаем трансмиссию, электронику, с чего-то надо начинать. 40% – это старт.
О том, что старт взят, убедительно свидетельствует оценка покупателя, которому неработающая или неэффективная техника ни к чему.
– Я себе взял 242-й «ХТЗ» (Харьковский тракторный завод. – Авт.) в прошлом году весной, полтора года уже работает, – говорит Новиков из Аграрного союза. – Я абсолютно доволен трактором. Качество соответствует цене, мощность соответствует заявленной, нет вопросов. К предыдущим сериям были – декларируют 180–200 лошадиных сил, а на поверку нет даже 150.
Харьковский завод показал на «АгроЭкспо» три колесных трактора и один на современных резинотросовых гусеницах. Технический директор предприятия Виктор Пивовар рассказывает, где стоит итальянский двигатель, где бюджетный минский. Новый интерьер в кабинах, новые рулевые колонки с электронным табло, новая гидравлика, новая облицовка.
Общественный деятель и владелец частного предприятия «Славутич-Агро» из Бобринецкого района Юрий Крутько говорит, что технику уже купил. Долю отечественных машин в своем хозяйстве оценивает в среднестатистические 30%.
– Она не такая качественная, но она и дешевле. Многие берут почвообрабатывающую технику, «Харвест» я брал, наши, кировоградские (сеялки. – Авт.), или СЗ-5,4, СЗ-3,6 зерновые, «Эльворти», они неплохие, – констатирует Крутько. – За счет компенсации 25–40% стоимости при покупке сельхозтехники. Эта программа реально действует последние два года и толчок нашему машиностроению дала. Там не было никакой коррупции, откатов…
Генеральный директор завода «Эльворти» Сергей Калапа вслед за другими сетует на влияние земельных перспектив.
– Эта информация поставила продажи на паузу уже сегодня. Если в августе было оживление из-за того, что начали сдавать сельхозпродукцию, то, как только начали обсуждать тему приватизации земли, оно сразу кончилось, – отмечает он.
На стенде завода – модернизированная «классика» и полностью новые машины. Зерновая сеялка Vega 8 Profi оснащена прямым электроприводом вращения высевающего аппарата.
– Есть возможность более тонкой регулировки по норме высева, раскладка семян более точная. При цепной передаче в любом случае есть определенное проскальзывание, сбои в раскладке, – объясняет Калапа.
Отвечать надо и на запросы рынка по ускорению работы, увеличению производительности, сохранению влаги в почве – климат становится все более засушливым. Давление сошника новых и модернизированных сеялок на грунт – 60–100 килограммов, раньше было до 36.
– Практический смысл в том, что можно пройти дисковой бороной и за ней сразу сеять. Из-за большего давления сошник входит глубже, кладет семена на заданную глубину. Но главной особенностью является то, что машину может обслуживать сам тракторист. Ранее, чтобы перевести ее из транспортного положения в рабочее, надо было до 25 минут, сейчас это делается в течение трех, – объясняет руководитель. – Сейчас мы находимся на этапе разработки машины вообще под другие технологии, с использованием разных покровных культур, но это уже будет другая история…
Из-за бугра
О негативах засухи, ценовой ситуации на рынке сельхозпродукции и ожиданий от снятия моратория говорили все опрошенные на «АгроЭкспо», не исключение и операторы техники мощных мировых брендов.
– Это вcе составляет такой хаос, что можно просто умирать, – говорит Вадим Коваль, представитель немецкого завода Horsch в центральном регионе Украины. – Но все мы должны есть, все должны сеять. Может, где-то какой-то баланс сдвигаться будет вверх-вниз, но на этом не надо останавливаться.
На экспозиции бренда – опрыскиватель, который может вносить химикаты с высоты в 30 сантиметров, сеялки точного высева. Культиватор, который обрабатывает почву с наименьшей потерей влаги и вносит удобрения на глубину, чтобы растение могло использовать их в нужной фазе развития. Под складывающиеся климатические условия – машина с американской технологией посева Strip-till. Год назад говорили, что нулевая обработка почвы в Украине не прижилась, но ситуация меняется.
– Вы можете сразу после комбайна качественно работать с соломой, оставить остатки. Только нужно иметь агрегат, который может сработать по этой соломе, использовать ее для сохранения влаги, – говорит Коваль. – По Одесской области в прошлом году, когда они все пять предыдущих кричали, что «это не наша технология», зашло 30 машин, в этом году почти такое же количество. Нам еще многому надо учиться. Легче всего вспахать, выровнять, посеять и ждать дождя. А когда его нет, предприятия начинают выпадать из бизнеса…
Мировой гигант с американскими корнями John Deere планирует обновлять модельный ряд только в следующем году. Генеральный директор компании-дилера «Ландтех» Владимир Пинчук констатирует: многие производители вышли на уровень, когда дальше в «железе» уже нет развития.
– Основное направление этого года – системы точного земледелия, – говорит он. – Это то, куда движутся все – повышение эффективности за счет системы организации производства, формирования учета, цифровых полей, доступных баз данных, изменения норм высева…
Если раньше направление называли перспективным, имиджевым, то сейчас это уже продается. Один из основных факторов изменения – опять же, климат.
– Если до 2017 года были рекордные урожаи, люди об этом сильно не задумывались, то сейчас есть ряд наших партнеров по пилотным проектам, которые получили прибыль с учетом того, что в засушливые периоды урожайность была ниже средней. Как раз за счет эффективности управления затратами.
Продолжает расти в Украине и рынок малых тракторов, с которого John Deere стремится вытеснить белорусский «МТЗ». Однако «богатые тоже плачут» – по словам Пинчука, снижение продаж в следующем году уже закладывают в планы.
– Конечно, никто останавливаться не будет, – отмечает он. – Даже если не будет в этом году, будет в следующем – это система отложенного спроса. Поэтому ребята продолжают работать с клиентами, продвигают идеи. Возможно, немного надо переориентировать свои бюджеты, сметы, затратную часть…
Андрей Трубачев, фото Павла Волошина, «УЦ».
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...