Давайте поворчим…

13:52
5684
views

Сколько раз мы слышали от старшего поколения фразу «А вот в наши времена…» и зачастую принимали ее только как укор дню сегодняшнему. На самом же деле в тех воспоминаниях можно отыскать столько интересного, что это реально позволяет по-другому взглянуть на прошлое и настоящее. И вот именно с целью приоткрыть немного подзабытые страницы нашей спортивной истории мы решили дать возможность «поворчать» ветеранам спорта Кировоградщины, вспомнить их спортивное прошлое и с высоты своего опыта оценить сегодняшнюю ситуацию с развитием спорта в Украине. При этом мы осознанно выбирали в герои наших успешных земляков, реализовавших себя не на спортивном поприще.

Александр Михайлов (на фото крайний слева в верхнем ряду), директор Кировоградского колледжа экономики и права им. Сая:

– Мое пришествие в спорт началось, Господи, вчера как будто. А на самом деле в 1971 году в кинотеатрах города прошёл фильм «Гений дзюдо». Это было что-то невероятное! Белое кимоно, амплитудные броски, все это манило своей таинственностью и верой в победу. Так что я лихорадочно стал искать, где этому удивительному искусству борьбы можно научиться. И главным для меня было не стать чемпионом мира, не заработать на этом кучу денег, не усовершенствовать свое тело, а просто научиться боевому искусству, стать воином, мужчиной.

Поиски привели меня в секцию борьбы самбо, где начиналось развитие дзюдо в нашей стране. Мальчишек было, как на футбольном матче знаменитых команд. Никому о плате за тренировки, аренде зала, благотворительных взносах было даже неведомо. Никто не говорил о стоящей необычайно дорого форме спортивных брендов, обязательных в тренировках. Да и родители не стояли возле зала, ожидая после тренировки свое чадо. Все самостоятельно.

После сдачи не очень трудных, как мне показалось, нормативов взяли почти всех, кроме тех, кто явно пришёл побаловаться. Тренер, усадив всех новичков, сразу подчеркнул, что вместе с отношением к тренировкам будут контролироваться наша учеба и поведение даже дома и на улице.

И началась спортивная жизнь в дзюдо: мы настойчиво тренировались и постепенно совершенствовались. Но наставник и гуру не забывал, что мы – пацаны, и формировал дружный коллектив команды. По воскресеньям он собирал нас для того, чтобы вместе пойти в кино, на пляж, на футбол. Постепенно мы так сдружились, что даже летом не расставались. Забегая вперёд, скажу, что в будущем мы были друг у друга свидетелями на свадьбах, крестили детей. Шли 70-е, и мы росли, объездив практически весь бывший Союз, войдя в сборные СССР и Украины, проводя летние сборы на базах в Крыму.

Я был совсем не звездой первой величины. В моей команде блистали Сергей Мезенцев (чемпион СССР 1980 года, мастер спорта международного класса) (на фото второй слева в нижнем ряду), Виктор Переверзев, Александр Шполянский, Сергей Гержев, братья Кулешковы, Володя Паргамон – вот это были звёзды. Это была уже легендарная школа Покрышкина. Начинал с Олегом Шербаковым, а вели группу Тофик Амирович Байрамов и Леонид Михайлович Медведев. Они – легковесы и мне – тяжу, выступающему в 10 классе в весовой категории 95 кг и абсолютке, а в самбо 100 кг, поставили быструю, динамичную тактику веса «мухи». Это мне давало преимущество перед неторопливой тактикой тяжей того времени.

Вот и посчастливилось неоднократно выигрывать чемпионат области (а это было, поверьте, очень нелегко) и чемпионат Украины среди студентов, первенства ВЦСПС, всесоюзные турниры, становиться призёром республиканских первенств и чемпионатов спортивных обществ, турниров категории А. И своим званием мастера спорта СССР по борьбе дзюдо я действительно горжусь. Ведь в сражениях с конкурентами с разными стилями и тактиками нужно было показать все, на что способен, для того, чтобы добиться такого успеха

Хочется еще сказать: мои родители ни рубля не заплатили ни за форму, ни за билеты, ни за питание – все выдавалось и оплачивалось спорткомитетом .

Когда закончили школу, встал вопрос поступления в вузы. Нет, никого не загоняли в физкультурный вуз, все выбирали по призванию. Поэтому в команде моего набора – врачи, архитекторы, педагоги, инженеры: три доктора наук, два кандидата наук, доценты и профессора. А команда то была всего 10 человек. А самое главное, уже прошло достаточно много лет, но я могу набрать в своём телефоне номера друзей моего спортивного детства, юности, молодости и услышать: «Да, брат, я рад тебя слышать»…

Нынешнее же положение дел вы хорошо и без меня знаете. Нынешнему молодому поколению трудно представить, что нам не платили призовые и не предлагали выгодные контракты. Но, когда городская газета публиковала наши фото с поздравлениями и весь город узнавал тебя в лицо и люди гордились нами, то мы были просто счастливы от этого. Ох, разбередили вы мне душу…

 

Валерий Добробатько, пенсионер (на фото с чемпионом мира Богданом Бондаренко):

– Вспоминая эпоху большого спорта в Украине (прикоснуться к которому посчастливилось и мне) с высоты «веков», когда большое видится на расстоянии, можно достаточно объективно оценить все ее достоинства и недостатки. Поскольку спортом №1 у подавляющего большинства советских людей, по крайней мере, мужской половины, был футбол, то с него и хотел бы начать. Тем более тогда это была настоящая гордость украинцев. Он же был для меня, как и многих моих сверстников, главным увлечением и первым видом в занятиях спортом.

В советском футболе конца 70-х и начала 80-х был такой тренер Эдуард Малофеев. Любителям спорта того времени он запомнился не только как наставник минского «Динамо», с которым белорусская команда впервые (и последний раз) выиграла чемпионат СССР, но и как тренер-романтик. Эдуард Васильевич исповедовал романтический футбол, называя его искренним, бескомпромиссным. Именно в нем он видел путь к успеху. Однако ошибочность такого взгляда на получение желаемого результата в спорте высших достижений была очевидной уже тогда. Как нельзя лучше, это доказал Валерий Лобановский. Валерий Васильевич понимал, что большой спорт – это тот же трудовой процесс с ежедневной тяжелой и кропотливой работой, результатом которой есть качественный продукт, за который люди готовы платить деньги. А искренним здесь может быть только желание спортсменов участвовать в данном процессе, отдавая все силы любимой работе. Поэтому он культивировал довольно-таки прагматичный футбол с разными моделями игры, исходящими из конкретных задач, диктуемых турнирным положением или уровнем ответственности матчей. По той же причине мэтр активно внедрял научные методы организации всего тренировочного процесса, при котором просто не могло не быть иногда просто проходных, «отдыхающих» матчей. За это его часто критиковали. Но удивительно, «Динамо» Лобановского показывало самый интересный и зрелищный футбол в Союзе. А главное, добивалось стабильных впечатляющих результатов как в чемпионате, так и на международной арене.

Отмечу, что в те годы по подобным методикам работали и другие украинские тренеры-новаторы. Среди них и ученый Валентин Петровский, воспитавший двукратного олимпийского чемпиона Валерия Борзова, кандидат наук Игорь Турчин, наставник легендарной женской гандбольной команды «Спартак», основатель школы своего имени по прыжкам в высоту Виталий Лонский из Бердичева, ученик которого, до того мало кому известный прыгун Рустам Ахметов, вдруг «выстрелил» победой с рекордом Украины на Спартакиаде народов СССР, а затем в Мюнхене стал призером Олимпийских игр. Я назвал только некоторых из плеяды замечательных наших тренеров той поры, на которых ориентировались все остальные.

Здесь самое время сказать доброе слово и о своих наставниках, вспомнить прекрасные годы молодости, тесно связанные со спортом. Прежде всего огромная благодарность человеку, который открыл мне дорогу в настоящий большой спорт. Это тренер по прыжкам в высоту Василий Дмитриевич Стецюк. Вторым моим учителем, с которым связаны все значительные успехи и пожизненный статус экс-рекордсмена области (как для «бывшего», и спустя 40 лет, думаю, «экс» не менее почетно) в беге на 200 м, был Вадим Игоревич Орленко. И, конечно же, нельзя не упомянуть старшего тренера сборной области по легкой атлетике, светлая ему память, Владимира Константиновича Иванца. Он как никто другой мог поддержать, вселить уверенность и оптимизм, дать настрой на борьбу.

Возвращаясь же к самым истокам, замечу, что в легкую атлетику я пришел уже в довольно зрелом возрасте, после поступления в институт. До того прошел «подготовку» в различных секциях чуть ли не всех ДЮСШ города. Начинал с гимнастики, потом были волейбол, баскетбол, настольный теннис…

Сказать, что я искал себя в каком-либо конкретном виде спорта, – конечно же, нет. И родители не водили меня туда за руку. Это был, наверное, подростковый максимализм, когда хочется попробовать все и во всем себя испытать. Благо, система советского детско-юношеского спорта, и здесь нужно отдать ей должное, позволяла сполна реализовать все эти желания. Занимаясь спортом на этом самом первом любительском его уровне, мы получали не только физическое развитие, но и огромную радость и эмоциональное удовлетворение.

Я хорошо помню свои первые соревнования на первенство школ города по волейболу, проводившиеся в СШ №5. Я-то хоть знал уже правила игры, в отличие от некоторых моих партнеров по команде. О технике и мастерстве вообще молчу. Но сколько же у всех было страсти и жажды победы! Это были игры настоящей бескомпромиссной борьбы и – привет Эдуарду Малофееву – искреннего волейбола, хотя мы и не стали тогда победителями.

Однажды на первом курсе КИСМа после сдачи спортивных нормативов (бег, прыжки) на стадионе «Зирка» преподаватель кафедры физподготовки Валентина Николаевна Гаращенко, бывшая легкоатлетка, познакомила меня с Василием Стецюком. Как позже я узнал, он следил за моими прыжками и сам напросился тогда на знакомство с соответствующим предложением. Вот так, собственно, я и попал уже в серьезный взрослый спорт, в дружную компанию прыгунов в высоту спортклуба «Звезда» ДСО «Авангард». Здесь я провел три замечательных года тренировок с массой соревнований и нескольких предсезонных сборов в Крыму. Кстати, все выезды, проживание и питание финансировались спортклубом. Вот только условия тренировок в зимнее время были абсолютно неудовлетворительными. Часто они проводились в тесном и узком подтрибунном манеже стадиона «Звезда», изредка в зале спортклуба. Разумеется, ни о каком полноценном тренировочном процессе не приходилось и говорить. А уж об освоении перспективного и входящего в моду стиля «фосбери-флоп» в помещении, где и «перекидникам» не было места для разбега, тем более.

Была еще одна проблема в воспитании прыгунов высокого класса. Многие талантливые ребята в возрасте 15-16 лет, вплотную приближавшиеся к гроссмейстерским двум метрам, окончив школу, уезжали из Кировограда в более перспективные города. Что характерно, кстати, но уже по иным причинам, и для сегодняшнего дня. Другие, позанимавшись еще год-два, задумывались о хлебе насущном и просто уходили зарабатывать себе на жизнь. А таких студентов, как я, в секции больше и не было. Все студенты-спортсмены были в «Буревестнике» из пединститута, но вот прыгунов из них никого не вспомню.

Следующим этапом своей спортивной карьеры, гораздо более успешной, я был обязан счастливому случаю. В 1974-м в Александрии на первенстве области в интересах команды я снялся с соревнований по прыжкам, чтобы реально набрать больше очков на стометровке. Там попал в зачетный полуфинал соревнований, которые к тому же проводились параллельно с прыжками. В свою очередь, мой «играющий» тренер Василий Стецюк снимается с полуфинального же забега на сотке (вот они, быстроногие прыгуны перекидным, а не нынешние акробаты) с прицелом на реальную победу в прыжках. Забегая наперед, скажу, что он их и выиграл с новым рекордом области 2 метра 12 сантиметров. Я тоже не подвел. Попал в финал, где занял второе место с результатом 11,0 сек. Это были мои первые соревнования вообще в спринте, да еще на таком уровне, и сразу по первому разряду! С того самого момента судьба моей новой специализации в спорте была предрешена.

Разумеется, дальнейшая моя карьера в большом спорте продолжилась уже под руководством тренера спринтеров Вадима Орленко и под эгидой ДСО «Спартак». Я неоднократно выигрывал первенство области на обеих спринтерских дистанциях. В составе сборной, участвуя в первенстве Украины, в финальном забеге на 200 метров установил рекорд области (21,8 сек), который продержался, по-моему, лет двадцать. Являлся соавтором рекорда в составе эстафетной команды сборной Кировоградщины на Спартакиаде УССР. Поскольку ДСО «Спартак» было всесоюзным обществом, довелось поучаствовать и во многих всесоюзных соревнованиях, где высшим достижением была бронза в беге на 60м на зимнем Кубке газеты «Известия» в Брянске. Завершил выступления в звании КМС СССР в беге на 100м.

Оглядываясь назад и невольно делая сравнение с современной эпохой нашего спорта, можно сделать два безусловно однозначных вывода.

Первый. На порядок вырос уровень профессионализма и мастерства спортсменов, в частности и легкоатлетов нашей области. Достаточно сравнить результаты и достижения. Причин здесь много. Но прежде всего, это кардинальные изменения в условиях подготовки и тотальная коммерциализация спорта. Расшифровывать, думаю, нет надобности.

И второй вывод: катастрофическое падение массовости детского и юношеского спорта. Когда причиной этого называют отсутствие сегодня бесплатных детских секций и неограниченного, как прежде при Союзе, доступа к занятиям любым видом спорта, я говорю, да, это причина, но не главная. Для нормального здорового ребенка естественным состоянием и времяпрепровождением является игра. В колыбели это игрушки, в подростковом возрасте уже игры, связанные с соперничеством и азартом победы. Вспоминаю их: дворовой футбол, салочки, пятнашки, классики, лямбду, казаки-разбойники… Знают ли хотя бы одну из них подростки, поголовно сидящие сегодня дома или на лавочках во дворах со смартфонами, сражаясь с космическими пришельцами? То-то же. Поэтому и не было тогда отбоя от желающих заниматься в ДЮСШ. В отличие от желающих сегодня… родителей, определяющих, в какую престижную секцию с прицелом на будущее устроить свое чадо. Конечно, научно-технический прогресс не остановить. Вопрос – как уберечь от него детей. Но это уже другая история….

Продолжение следует.