Убей в себе хейтера

13:02
1115
views

Плюрализм в одной голове – это шизофрения.

Наум Коржавин.

9 февраля на 80-м году жизни умер легендарный американский джазовый пианист и композитор Чик Кориа. Автор композиций, признанных джазовыми стандартами. Лауреат 23-х премий «Грэмми», включен в звездный Зал славы джаза. Нет, блестящий музыкант скончался не от коронавируса или пневмонии, он умер от редкой формы рака.

В Украине Чик Кориа известен во много раз меньше, чем, скажем, Пианобой Дима Шуров, и это нормально – он даже географически не наш герой, да и джаз – музыка не для всех. Но на самом деле речь пойдет не о Чике и его гениальных мелодиях, речь совсем о другом. Его уход – только повод для разговора.

В моей ленте на «Фейсбуке» десятки постов, посвященных смерти великого джазмена, сотни или даже тысячи комментариев. И среди них много знакомых фамилий – политиков, чиновников. Тех самых, которые устраивали мордобой в зале Верховной Рады, затевали позорные свары в телеэфире, обвиняли друг друга (и не без оснований) во всех смертных грехах. На этих людей куча компромата в Сети – кто-то отметился в коррупционных делах, кто-то опозорился связью с проститутками, кто-то засветился с наркотиками… И вот вся эта публика пишет сегодня прочувствованные слова в память о музыканте или ставит свое RIP (Rest in Peace – покойся с миром).

Честно говоря, я не уверен, что буквально все они до сего дня знали о творчестве Чика Кориа. Но почему бы не вставить и свои 5 копеек, если рядом какой-то известный в Украине человек выразил чувства по поводу. Как говорится, за компанию. И всего на 10 сек. приобщившись к прекрасному, вновь можно идти дальше орать «Ганьба», материть оппонентов, писать грязные оскорбления в Сети.

Когда скончался Жванецкий, в какой-то момент показалось, что «Фейсбук» от горя разорвет на фейс и бук. Страдали все, даже те, кто кроме «Собрания на ликеро-водочном» или «И он вошел в ее положение…» ничего не слышал. А поплакав часок, страдальцы вновь превращались в хейтеров – так теперь называют ненавистников и склочников.

Ну и вишенка на торте – короткий и совершенно глупый скандал, связанный с запретом ввоза в Украину романа Булгакова «Мастер и Маргарита», отпечатанного в России и снабженного неприемлемым для цензоров предисловием. Что в этой истории поразительно? Совершенно не воспринимаемый довод о том, что подобные запреты в 21-м году 21-го века просто бессмысленны. И сто или двести людей, купивших именно эту книгу, – просто ничего, статистическая погрешность, по сравнению с сотнями тысяч, втянутыми в дурацкую дискуссию.

И еще один интересный нюанс. Обе стороны не оспаривают талант Михаила Булгакова (за исключением небольшой группы упоротых граждан) и с удовольствием цитируют к месту и не к месту и «Мастера…», и особенно «Собачье сердце». При этом любовь к одним и тем же произведениям никак не снижает градус скандала.

Вот хоть убей – не понимаю, как в одной голове укладываются любовь и ненависть ко всему, что тебя окружает, – к людям, природе, искусству. Как можно, прослушав хотя бы альбом Return to forever Чика Кориа (раз уж с него начали), посылать проклятия людям, имеющим иную точку зрения, другие убеждения и вкусы? Оказывается, можно.

Мое поколение много лет назад получило прививку в виде пушкинской строки из «Моцарта и Сальери» «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Но открытое общество развеяло этот миф: гении и таланты, раскрыв свои шкафы со скелетами, перестали быть образцами для новых поколений. Миллионы граждан нового века, не пользуясь доступностью творческой кладовой человечества, находят себя в социальных сетях, где можно безнаказанно оскорбить любого.

Впервые отступлю от своего правила – отвечать в каждой колонке на вопрос «Что делать?». Я не знаю, как остановить эту сетевую войну всех против всех. Если вы видите проблему такой, какой ее вижу я, то постарайтесь увести детей и внуков в спорт, в искусство. Пусть играют в непонятные вам игры типа бейсбола. Пусть слушают непонятную вам музыку, тот же джаз. Пусть читают, что хотят. Лишь бы не приучились собачиться в Сети.