Тема возникла из разговоров «пересічних» жителей Кропивницкого в связи с участившимися случаями появления мышей в квартирах многоэтажных домов и частных домовладениях. В общем, надо ждать нашествия грызунов со всеми вытекающими последствиями – когда-то это явление было предвестником голода или эпидемий.
Мы их сами прикормили
Начальник управления Госнадзора за соблюдением санитарного законодательства Главного управления «Госпродпотребслужбы» (ГППС) в Кировоградской области Елена Черненко успокоила – никакого нашествия грызунов в квартиры жителей Кропивницкого не наблюдается, хотя и можно вести речь о сезонном колебании количества мышей в городе. Пиковые значения приходятся на весну и осень, это связано с проведением полевых работ. Когда урожай убран, полевые грызуны в поисках корма начинают мигрировать поближе к человеческому жилью. Миграционные всплески активности грызунов совпадают со всплеском опасных заболеваний, таких, как лептоспироз, чума, энцефалиты, токсоплазмоз, риккетсиоз, иерсиниоз, бешенство, туляремия, причем если большинство перечисленных болезней у нас достаточно редки, то от лептоспироза только этой осенью умерло два человека из восьми, заразившихся с начала года. Как видим, милые мышки, герои позитивных мультиков, на самом деле не такие милые и совсем не «хотят жить дружно».
Главное условие, которое держит грызунов возле человека, – наличие продуктов питания или их остатков. И если в селе грызуны концентрируются в основном в местах хранения урожая, то в городах их привлекают подвалы и мусоросборники в многоэтажных домах и площадки для накопления мусора, которые, при всей оперативности вывоза, большее время все-таки наполнены отходами продуктов питания. Опять же, в частном секторе мышам и крысам есть где разгуляться в погребах, сараях и хозяйственных постройках. Но и в небольших населенных пунктах на количество мышей тоже влияет регулярность вывоза мусора, который скапливается возле каждого домовладения, а вывозится еще хуже, чем из городских спальных районов. По информации ГППС, систематическая работа по вывозу мусора осуществляется только в 16% населенных пунктов области. Нередко регулярность вывоза исчисляется днями, а то и неделями и характеризуется крайней избирательностью приемщиков, которые забирают только «понравившийся» мусор, исходя из каких-то своих соображений. Причем существует интересная закономерность: где плохо мусор вывозят, так же плохо проводят и дератизацию, то есть уничтожают грызунов при помощи бактериологических или химических препаратов.
Несмотря на очевидную необходимость, в Украине как бы и не существует строго обязательной дератизации, и ее проведение зависит от различных факторов. То есть промышленные предприятия, в том числе сельскохозяйственные, обязаны подписывать договора на проведение дератизации со специализированными структурами, а вот ОСМД (общества совладельцев многоквартирных домов) принимают решение о дератизации сами. Жилищно-коммунальные конторы нанимают «охотников за привидениями» по мере необходимости. А вот для территориальной громады в целом проведение дератизации является обязательным.
И это трудно объяснить, потому что наличие в жилище мышей недопустимо уже потому, что они являются переносчиками смертельных болезней. Для распостранения микробов или возбудителей болезней в человеческом жилище мышам достаточно просто погулять по посуде, одежде, на полу, не говоря уже о дегустации открыто хранящихся продуктов питания: «Мышка бежала, хвостиком махнула» – и все, возбудители болезней уже у вас в гостях. Что же говорить о хранилищах овощей или фруктов, которые мыши и крысы за зиму исследуют вдоль и поперек? В общем, бороться с грызунами надо, и практически единственным, более или менее эффективным способом борьбы, причем борьбы на уничтожение, является дератизация.
Война с «мышиным королем»
Мы часто думаем, что наши городские квартиры надежно защищены, но на самом деле попасть грызунам в бетонно-металлические коробки многоэтажек не так и сложно. Мало того, что мышь имеет маленькие размеры, она обладает и достаточно пластичным телом, которое способно изменять параметры применительно к размерам щелей между строительными конструкциями. Кроме того, они способны и сами прогрызать отверстия в достаточно крепких материалах, в том же дереве или линолеуме. В наше жилище они могут попадать и снаружи – по вьющимся растениям, тому же винограду, по различным коммуникациям – преград для них не существует.
Кстати, начальник управления фитосанитарной безопасности ГУ «ГППС» Татьяна Лапицкая развеяла некоторые стереотипы и заблуждения относительно поведения грызунов. Крысы не способны к выработке иммунитета против ядов, и они кидаются на пищу все вместе, а не ждут, когда ее попробует какая-то одна особь. Мыши обычно не умирают от ядов в жилищах, а как говорится, «зходять з дому», поэтому наличие трупиков в квартире после дератизации маловероятно. Не подтверждаются и слухи о «самомумификации» мышей после некоторых ядов, как обещает реклама. Тем не менее, остается правдой, что мыши способны практически молниеносно осваивать новые территории – как за счет миграции с окрестных полей, порой за несколько километров, так и за счет естественного увеличения популяции, поскольку способны приводить потомство несколько раз в год. Специалисты фитосанитарных инспекций контролируют количество мышей, проводя едва ли не перепись мышиного населения, (на самом деле они рассчитывают будущее количество, исходя из собранных на участке поля данных о наличии особей репродуктивного возраста. – Авт.), чтобы контролировать экономический порог вредоносности – ЭПВ. Это когда количество грызунов может влиять на экономические показатели, то есть уничтожить урожай. Тогда к нарушителям применяются самые жесткие меры «физического внушения» при помощи ядов, которые могут разбрасывать даже при помощи авиации.
Никакого другого метода против обнаглевших мышей нет и в наших жилищах. Только не надо надеяться на электронные способы защиты от грызунов из-за, мягко говоря, недоказанности эффективности. Если не помогают даже самые «ловкие» (в настоящем значении этого слова) кошки и мышеловки, для борьбы с мышами лучше использовать специальные съедобные приманки. В последнее время население широко использует приманку «Крысиная смерть», но это химическое средство, требующее большой осторожности, поскольку оно опасно не только для крыс, но и для людей и домашних животных.
Как бы мы ни прятали отраву от своих домашних, всегда есть возможность несанкционированного контакта с ядами, скажем, детьми. Лучше и безопаснее использовать бактороденцид – специальным образом приготовленное зерно. Если говорить о технологии, то пшеничное или другое зерно распаривается в автоклаве до состояния разваренной каши и заражается так называемой культурой Исаченко, то есть возбудителем крысиного тифа, и потом упаковывается в герметическую упаковку. Средство имеет приятный запах и безвредно для человека и домашних животных настолько, что бывали случаи, когда его без каких бы то ни было последствий по ошибке вместо каши съедали люди. Зато для мышей такое угощение окажется последним в их жизни, причем инфицированный таким образом грызун успешно заражает своих ближайших родственников и просто соседей по колонии. В результате в скором времени гибнет вся колония в доме или даже на улице.
Когда бактороденцид начинает действовать, это сразу становится заметно. Мышь как бы теряет ориентацию и чувство опасности, поэтому может среди белого дня выйти из укрытия и дефилировать по комнате. Этого бояться не надо, она скоро успокоится, то есть упокоится. Бактороденцид нужно разложить на «мышеопасных направлениях» и следить, когда его количество перестанет уменьшаться – значит, мышей в доме не осталось.
Впрочем, уничтожая мышей в жилище, не стоит забывать и о том, что грызуны являются частью всеобщей пищевой цепочки как обязательного условия существования всего разнообразия биологических видов. Кроме этого, они способны приносить и определенную пользу путем поддержания баланса флоры и фауны, поэтому пусть живут. Но подальше от нашего жилища.
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...