Каждый день, прошедший без теракта, увеличивает вероятность теракта.
Фредерик Бегбедер.
Праздники прошли, теперь можно и о грустном. Одной из самых первых достопримечательностей предновогоднего Берлина стала для нас рождественская ярмарка на площади Брайтшайдплац. Именно здесь два года назад фура с полуприцепом ворвалась в толпу веселящихся людей. В результате теракта, устроенного тунисцем Анисом Амри, погибли 12 человек, еще более 70 были ранены.
Сегодня ярмарка на Брайтшайдплац со всех сторон окружена «лежачими» и живыми полицейскими, бетонными отбойниками и вкопанными металлическими трубами. И так практически на всех рождественских базарах Берлина – власть сделала выводы. Немцы помнят о жертвах: пострадавшим или их родным выплатили более 3 млн евро. Вдовам, сиротам, а также людям, получившим тяжелые травмы, государство будет платить пожизненную базовую пенсию.
А в Польше в минувшую субботу при огромном стечении людей похоронили мэра Гданьска Павла Адамовича. Напомню, 14 января он скончался в больнице от полученных накануне ножевых ранений. На 53-летнего мэра убийца напал прямо на сцене во время благотворительного концерта «Большой оркестр праздничной помощи». Адамович занимал должность градоначальника Гданьска с 1998 года и пользовался колоссальной поддержкой горожан.
Накануне похорон сотни тысяч поляков по всей стране вышли на марши против ненависти и насилия. Как и в Германии после берлинского теракта, реакция властей Польши не замедлила себя ждать. После убийства мэра Гданьска полицейские задержали более 20 человек, которые публиковали сообщения в социальных сетях с угрозами мэрам городов и другим представителям органов власти.
Мне сложно сравнивать с Польшей, но среди украинских пользоватей Интернета «диванных убийц» великое множество. И ладно бы это были исключительно анонимные авторы, но в социальных сетях встречаются самые настоящие призывы вполне реальных граждан к убийству, расправе, суду Линча отдельных политиков или чиновников, а то и целых групп. «Пора вешать на фонарях», «на палю», «расстрелять нужно», «на кол» и так далее, и тому подобное… Самое дикое, когда читаешь такие призывы у знакомых тебе и, казалось, вполне вменяемых людей. К примеру, у преподавателя «выша» или пенсионера-гуманитария.
Мне уже не раз и не два приходилось писать, к чему приводит сетевой психоз. Тысяча «диванных убийц» неизбежно рождает одного реального. Такого, скажем, как ИгорьГуменюк – помните, кто это? Тот самый бывший боец батальона «Сич» и симпатик «Свободы», который, по мнению следствия, 31 августа 2015 года бросил гранату в мальчишек-«срочников», стоящих в оцеплении под Верховной Радой. Четверо погибших нацгвардейцев, десятки раненых. О ходе суда давно ничего не слышно, видимо, дело спускается на тормозах.
Четыре года суда и следствия без результата – это по-нашему! А теперь пару совсем свежих примеров. Оба за 18 января. В Херсоне, в помещении газеты «Новый день», во время пресс-конференции неизвестные распылили газ, а затем начали стрелять из редакционного коридора в помещение пресс-клуба. В Сумах, в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, во время вечернего богослужения, когда в храме было много людей, раздался взрыв. В обоих случаях чудом люди отделались царапинами и испугом.
И в заключение еще один эпизод. В Киеве в субботу прошла акция памяти антифашистов – журналистки Анастасии Бабуровой (гражданки Украины) и российского юриста Стаса Маркелова, которых убили в Москве 10 лет назад ультраправые. Это традиционная акция под лозунгом «Нацизм убивает!», на которой «антифа» выражают протест против террора радикальных националистов во всех постсоветстких странах. На Михайловской площади за кордоном полицейских активно шумели ультраправые. Звучали привычные слоганы типа «Комуняку на гіляку!» и прямые призывы к убийству левых и антифашистов.
А накануне в социальных сетях «Укрнета» националисты рассылали послание к участникам акции с фотографиями убитых Бабуровой и Маркелова под заголовком «С годовщиной, мрази, вы следующие»…
Про призначення / поновлення виплати пенсії особам, які виїхали з тимчасово...