Давайте признаем честно: как лечить этот проклятый коронавирус, толком никто не знает. Сейчас его лечат, как какую-то разновидность гриппа. Чуть не единственное, что добавляется при лечении коронавируса, – искусственная вентиляция легких, потому что на определенной стадии болезни человек начинает просто задыхаться. И без искусственной вентиляции легких он просто погибает. Так что стоит подробнее рассказать об ИВЛ, этой самой искусственной вентиляции.
Искусственную вентиляцию делают не только аппараты. Когда из воды вытаскивают утопающего, ему делают дыхание рот в рот – это тоже ИВЛ.
То, что человеку иногда надо помочь дышать, знали давно. Есть описания, как знаменитый медик Парацельс с помощью кузнечных мехов 500 лет назад делал искусственную вентиляцию легких. После было создано множество приспособлений для такой вентиляции, в каждом школьном медпункте, в каждой амбулатории (помните эти кислородные баллоны в кабинетах?) и машине «скорой помощи» всегда была кислородная подушка с незапамятных времен. Это, кстати, по большому счету, тоже аппарат искусственного дыхания.
В начале прошлого века немцы изобрели для шахтеров небольшой чемоданчик с кислородом, его сейчас используют все шахтеры мира, у нас его называют «спасатель». Это тоже аппарат ИВЛ.
Но для лечения больных коронавирусом надо что-то более серьезное.
Казалось бы, в каждой мало-мальски пристойной больнице такие аппараты всегда были. Если там проводятся хоть какие-то операции, то аппарат ИВЛ, и не один, обязательно есть. А чем, вы думаете, проводится ингаляционная анестезия перед операциями, то есть когда пациенту вводят через маску газообразный наркотик? Тоже аппаратом искусственной вентиляции. Но они не рассчитаны на длительную работу, а при коронавирусе больной в некоторых случаях должен быть подключен к аппарату и несколько суток. Вот почему такой ажиотаж вокруг этой темы – таких аппаратов в стране действительно не хватает. По простой причине – раньше они не нужны были в больших количествах.
По большому счету, аппарат искусственной вентиляции легких – это просто насос, подающий воздух или кислород или их смесь через маску или введенную в трахею трубку в легкие пациента. Но, черт побери, почему они так дорого стоят?!
Просмотрел множество предложений по продаже таких аппаратов, стационарных. Цены начинаются от примерно 100 тысяч гривен и доходят до 1 миллиона 300 тысяч. Как может воздушный насос стоить, как люксовый внедорожник «Мерседес»?
А таки может. Производят такие аппараты известные мировые фирмы «Сименс», «Филипс», «Дженерал электрик» и т.д. Их продукция по умолчанию недешева. Плюс привезти, растаможить, заплатить НДС – одно это делает технику дороже минимум на треть. Ну и начинка этих аппаратов сегодня посложнее, чем была у первого искусственного спутника Земли.
Современные аппараты работают по технологии нейро-контролируемой вентиляции легких. Это когда сигнал, идущий из дыхательного центра продолговатого мозга по диафрагмальному нерву к диафрагме, фиксируется специальными высокочувствительными датчиками, расположенными в области перехода пищевода в желудок. Не просто насос, а очень умный насос. Он увлажняет воздушную смесь до правильного показателя, подогревает ее до комфортной температуры, контролирует, чтобы не было баротравмы легких (не перекачать их слишком).
Конечно же, в этих аппаратах самая серьезная и надежная система фильтрации воздуха, потому что достаточно в легкие больного попасть ворсинке с медицинской маски при ненадлежащей фильтрации, и это может убить без всякого коронавируса.
Имеют эти агрегаты множество режимов – для новорожденных, детей, взрослых, пожилых, для реанимации, для наркоза. Отсюда и цена. Хотя, думается, можно и портативные аппараты приобретать для наших больниц. Например, переносный тоже очень умный аппарат немецкой фирмы «Драгер» (это она создала «Спасатель» для шахтеров) стоит около 80 тысяч. Функций в нем ненамного меньше. Почему обязательно покупать габаритные стационарные приборы, которые, есть опасения, по окончании пандемии и всей истерии вокруг нее потом будут пылиться где-то в процедурных? Хотя переносные опасно покупать. Их украсть легче… К тому же есть такие переносные аппараты «Гамильтон» швейцарского производства, считающиеся лучшими, так они стоят за 800 тысяч гривен.
На конец марта в медицинских учреждениях области имелось около двухсот аппаратов ИВЛ. Это, подозреваем, с учетом еще аппаратов производства ленинградского завода «Красногвардеец» «РО-6Н-05» и «Полинаркон-4М». Пульмонологи со стажем знают, что нередко эти трудно контролируемые агрегаты травмировали легкие пациентов, в основном потому, что толком воздух не увлажнялся, начинал гибнуть реснитчатый эпителий. Но это в прошлом, будем надеяться. На сегодня современных аппаратов в области больше, чем больных, пусть так и дальше будет.
Роль молоді в місцевому самоврядуванні: аналіз і перспективи