В ноябре одним из главных ньюсмейкеров в стране неожиданно стал «Оппоблок». После целого ряда телодвижений, связанных с выдвижением единого кандидата на участие в президентских выборах, от парламентской фракции ОБ отпочковалось депутатское объединение «Оппозиционная платформа – За життя» во главе с Юрием Бойко и Вадимом Рабиновичем. Под старым флагом «Оппоблока» остались Вадим Новинский и Александр Вилкул со товарищи.
«УЦ» обратилась к нашим экспертам даже не с одним, а с несколькими вопросами:
– Что, по-вашему, стоит за расколом «Оппоблока»? Только ли конфликт олигархов или это политтехнология специально к президентским и парламентским выборам? И что больше: две оппополовинки или один целый «Оппоблок»?
Руслан Стадниченко, политолог: – Українську політику протягом усієї сучасної історії можна описати трьома простими максимами: безідейна убогість, екзальтована корупційність і стратегічна суїцидальність. Відповідно й «Опозиційний блок» дійшов до поточного стану напіврозпаду через три означені «вроджені» причини.
По-перше, розкол на «ахметівську» (Новінський, Колесніков, Вілкул) і «медведчуківську» (Фірташ, Льовочкін, Рабінович, Бойко) групи відбувся через експерименти Медведчука втиснути партійно-програмну платформу в радикально-проросійський ідейний простір. Тобто кум ВВП у погоні за електоральними дивідендами півдня та сходу не на жарт перелякав обережного олігарха Ахметова своїми відверто проросійськими заявами та діями. І хоча обидві опогрупи ідейно куці, але «Опоплатформа» – це все ж яка-неяка спроба сурогатного ребрендінгу політсили.
По-друге, саме розлучення відбувається за розрахунком. Медведчук (читай Путін), ймовірно, не дав жодних гарантій Ахметову повернути свої активи в ОРДЛО. До того ж останній не готовий ризикувати своїми банківськими капіталами на Заході, і, на додачу, Ахметов непогано адаптував свої схеми до сучасної внутрішньої політико-економічної системи. Попри те, що опогрупу Медведчука прямо афілюють з газовим ринком, його ідея-фікс – це контроль виконавчої гілки влади в Україні.
По-третє, дві опополовинки можуть бути технологічною спробою розсортувати строкатий електорат центру, півдня та сходу. Опоплатформа матиме шанс на комуністичний, різко-проросійський і люмпенізований сегменти в означених регіонах. «Опоблок», у свою чергу, спробує взяти голоси більш поміркованого, релігійно-забарвленого і промислово-зорієнтованого виборця. Однак, на мою думку, президентські вибори ще більше роззосередять і розфокусують опоблоківський електорат. Оскільки на цьому фланзі балотуватимуться, щонайменше, чотири знакові фігури: Бойко, Мураєв, Вілкул і Тарута.
Саме тому мені видається, що PR-хід із роздвоєнням партії матиме такі ж стратегічно руйнівні наслідки для «Опозиційного блоку», як і роздвоєння особистості для окремо взятого індивіда.
Дмитрий Разумков, политический аналитик: – Очередной раскол и объединение внутри партии «Оппозиционный блок» изменили конфигурацию в рейтингах оппозиционных политиков, но, тем не менее, однозначно сказать, что это пошло в плюс главным «виновникам торжества» Вадиму Рабиновичу и Юрию Бойко, нельзя.
По отдельности эти политики, согласно разным социологическим исследованиям, имели рейтинг в районе 5%. Рейтинг Рабиновича немного понизился после ухода из партии «За життя» Евгения Мураева, а рейтинг Бойко, в силу отсутствия харизмы лидера, изредка незначительно прибавлялся или убавлялся. Видимо, они рассчитывали, что после создания «Оппозиционной платформы – За життя» им удастся объединить их рейтинги и в итоге получить 10% электоральной поддержки, но это вряд ли. Кстати, формально объединение так и не состоялось – в соглашении об объединении не стоит подпись сопредседателя фракции «Оппозиционный блок» Александра Вилкула, а без неё документ считается недействительным. Тем более что Бойко и вовсе исключили из состава парламентской фракции.
К тому же Рабиновичу крайне сложно будет оправдаться за резкие слова в отношении уже нынешних однопартийцев. Например, менее чем год назад он на всю страну заявлял, что никогда и ни при каких обстоятельствах не будет объединяться с Бойко, а Левочкина вообще обещал отправить в тюрьму, имея якобы неоспоримые доказательства его участия в коррупционных схемах. Сегодня же они стоят рука об руку и разглагольствуют в парламенте об идеологической синергии и создают очередную депутатскую группу.
В общем, от этого объединения Рабинович и Бойко больше проиграют, чем получат значительную поддержку как на президентских выборах с единым кандидатом от оппозиции, так и во время парламентских выборов с «новой» старой политической силой.
Юрий Смирнов, литератор: - Украинская политика давно уже породила такой оксюморон, как «оппозиционный олигарх». Только у нас (ну, может, еще где-то в Африке) народ принимает за чистую монету противостояние власти крупного капитала и оппозиции из того же теста. Поэтому я на «развал-схождение» «Оппоблока» смотрю спокойно, он не представлял никакой угрозы власти все пять постмайданных лет, не представляет и сейчас. Ну да, разошлись политические дорожки Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа, сейчас их младшие партнеры потешат нас комедией « Кто больший оппо». Как раз к Новому году – времени комедий.
Политтехнологиями тут и не пахнет. Это не хитрые игры за проценты рейтинга. Это те же истории несварения головного мозга, из-за которых регионалы потеряли власть в стране.
Про призначення / поновлення виплати пенсії особам, які виїхали з тимчасово...