Последствий всенародного ослабления карантинного режима долго ждать не пришлось. Новые вспышки коронавирусной инфекции, причем в некоторых случаях мощнее первой волны, фиксируются во всем мире. Печальнее всего то, что, несмотря на непреодолимую пока опасность пандемии, экономика и социальная ситуация требуют отмены строгих ограничений, на которые идут большинство развитых стран. К ним относится и Украина, хотя, как говорят врачи, клинических показаний к этому нет, скорее наоборот.
Первый случай инфицирования у нас в стране был зарегистрирован в начале марта, и до начала апреля динамика прироста сохранялась на уровне единиц, потом десятков в сутки, но с 7 апреля показатели превысили сотню за сутки, а с 19 апреля заболевших стали считать сотнями – 300, 400 и так далее. В середине мая наметился некоторый спад, тогда же народу подарили и «слабительное», то есть отменили многие строгости, разрешили работать продуктовым рынкам, сняли запрет с городских маршруток. Народ воодушевился и практически сразу забыл об элементарных мерах предосторожности.
Тем не менее, снятие ограничений продолжалось, и, опять же, не по клиническим, а по экономико-социальным показателям. Правительство не нашло способа поддержки неработающих предприятий в глобальном масштабе, а точечные меры, типа временных налоговых льгот и выплаты некоторым счастливчикам пособия по безработице, общей ситуации не спасли. Люди вообще «потеряли страх», ношение маски на улице стало едва ли не дурным тоном, о рынках и заведениях ресторанного типа и говорить нечего – ни тебе социальной дистанции, ни масочного режима, ни эффективной дезинфекции, ни температурного скрининга. А коронавирус между тем стал стремительно наращивать динамику.
С начала июня показатели заболеваемости начали каждый день обновлять рекорды – 600, 700, 800 и больше человек в сутки. Особенно плачевное положение в западных, условно говоря, европейских областях и городе Киеве. Столица и Черновицкая область преодолели четырехтысячный рубеж заболевших, Львовская область подбирается к этому показателю со скоростью двести заболевших в сутки. Ровенская, Закарпатская и Тернопольская области входят в число «двухтысячников», семь областей зарегистрировали больше одной тысячи заболевших, а все остальные пока, слава богу, отстают, и среди них Кировоградская область. Но радоваться особенно нечему, потому что количество заболевших постоянно растет.
В июне Кировоградщина как-то незаметно вышла за пределы уже установившейся дневной нормы в 4-6 человек и стала выдавать 8-12. Конечно, это не сотня больных за сутки, но сразу же пошли разговоры о каких-то хитрых технологиях подачи информации, о том, что в больницах не хватает мест для заболевших. Мы попросили прокомментировать все это для «УЦ» главного санитарного врача области Надежду Оперчук:
– У нас завантаженість нормальна, маємо 5 опорних баз для госпіталізації, сьогодні хворі госпіталізуються лише в центральну міську лікарню і в обласну, тобто проблем з місцями немає. Ми кожного дня вираховуємо показники та критерії епідемічної ситуації, там враховується кількість захворювань за останні 7 днів і ПЛР-діагностика, саме це визначає завантаженість госпітальних баз. Сьогодні ці показники не перевищують тих критеріїв, які встановлено МОЗом, тому область хоч і має напружену епідситуацію з коронавірусною інфекцією, але ситуація тримається під контролем.
Будь-яке повідомлення навіть на підозру реєструється, інформація виставляється на веб-платформі МОЗ як підозрілі випадки, їх приховати неможливо, а потім в цей же день, якщо готове дослідження на коронавірус, ми або підтверджуємо, або закриваємо цей випадок як не підтверджений. Підтверджується невелика частка підозр.
Щодо динаміки. Коли було 1, 2, 6 випадків, тоді проводилося 225 ПЛР-тестувань на добу. Зараз набагато більше, і це між собою пов’язано. Чим більше ми будемо тестувати населення, тим більше виявлятимемо випадків. Раннє виявлення, коли ще немає ускладнень, набагато краще. Виявлення безсимптомного носія, який несе небезпеку оточуючим, дозволяє вчасно ізолювати людину, і вона вже не загрожує оточуючим.
Да, в плане увеличения мощности лабораторного центра, который сейчас проводит до 500 тестирований, в Кировоградской области есть качественный прорыв. Однако в ожидании осени – традиционного периода вспышек респираторных заболеваний, к которым относят и коронавирус, мощность лаборатории должна быть на уровне тысячи ПЦР-тестов в сутки. Кстати, во время пресс-конференции Надежда Оперчук сообщила, что ко Дню медицинского работника министерство выплатило сотрудникам лабораторного центра причитающиеся надбавки за работу в условиях пандемии, а кроме этого пришли деньги (больше миллиона гривен) на оборудование еще одного рабочего места для проведения ПЦР-тестирования.
Но, наряду с улучшением материально-технической базы лабораторного центра и общим укреплением обороноспособности нашей медицины от коронавируса, не может не волновать то, о чем мы говорили, – отсутствие и даже ухудшение показаний для смягчения карантина. В Кропивницком на днях было выявлено заболевание у сотрудницы детского сада, в результате детсад закрыт, хотя и продезинфицирован сверху донизу, а дети и сотрудники отправлены на самоизоляцию. Кстати, перед открытием детсадов для сотрудников почему-то не было обязательного требования прохождения ПЦР-тестов. Как известно, футболисты проходят тестирование перед каждой игрой, а здесь такой удар в штангу!
Есть случаи заболевания сотрудников и даже руководителей и других предприятий, структур или учебных заведений: речь идет о музыкальном колледже, летной академии и управлениях горсовета. Говорят, что некоторые факты даже удавалось на какое-то время скрыть от общественности, и это тоже издержки нашего пофигизма. А ведь за болезнью одного, тем более руководителя, стоят десятки контактеров, сотрудников или учащихся.
Транспортники в Кропивницком еще удерживают ситуацию под контролем, не пропуская в салон пассажиров без масок. Но вот рынки, кафе, те же летние площадки напрочь забыли правила карантинной вежливости.
Когда рынки открывались, предприниматели и продавцы брали обязательства придерживаться правил, и поначалу так и было: проводилась проверка температуры на входе, дезинфекция рук, использовались защитные экраны, действовал масочный режим, однако сейчас все это уже в прошлом. На вопрос, почему отпускаете товар покупателям без маски, продавец отвечает, что надоело напоминать, в ответ люди хамят.
Сегодня все заговорили об отсутствии социальной ответственности и самосознания. Доля правды в этом есть, но ведь начало карантина показало, что люди нормально воспринимают требования. Похоже, это единственный путь, который позволит жить и работать в условиях адаптивного карантина. Иначе, несмотря на очевидный экономический вред и социальные потери, карантин придется ужесточить, что и подтвердил во время пресс-конференции советник мэра Кропивницкого по санитарным вопросам Иван Касьяненко:
– На ринках 50% людей працюють без масок, не виконуються навіть ті зобов’язання, які на себе брали підприємці. Якщо справа не зміниться, то ця категорія підприємців піде на закриття першими!
Понятно, что люди соскучились по улице, свежему воздуху, но ведь нельзя же до такой степени игнорировать собственную безопасность, как это сейчас делают компании молодежи? Столы и детские площадки во дворах многоэтажек целыми сутками оккупируют «веселые ребята» всех возрастов, и никакого контроля со стороны патрульной полиции не наблюдается! А ведь именно на сотрудниках патрульной полиции лежит обязанность пресекать и не разрешать, но похоже, что наша полиция избрала воспитательное, а не принудительное направление. Такой вывод можно сделать со слов Андрея Гудымы, начальника кропивницкого отдела полиции:
– Наше основне завдання – дотримання карантинного режиму, але по громадянам ми не намагаємося зразу штрафувати. В першу чергу, це попередження, людина вдягає маску – і все. Для чого в такому випадку штраф? Ми ж не кровопивці, якщо по-простому. Якщо особа не розуміє, не реагує на попередження, веде себе агресивно, створює небезпеку для інших громадян, то проти таких, звісно, складаються адміністративні протоколи й накладається штраф, але протокол направляється до суду, який і вирішує. Ми в кожному дворі не можемо тримати патрульного, але якщо бачимо, робимо зауваження, і я вам скажу, що люди в основному розуміють.
В общем, наш карантин показал, что даже его щадящие, достаточно условные формы, такие, как масочный режим и ограничение работы сферы услуг или транспорта, способны затормозить развитие эпидемии. Но при этом стало очевидно, что наш бизнес не имеет многомесячного запаса прочности, особенно это касается малого бизнеса, и без финансовой поддержки государства он рухнет в пропасть нищеты.
Впрочем, опыт жестких европейских ограничений тоже не приводит к исчезновению болезни, а только это служило сигналом к окончанию карантина. Нет больных – нет карантина. У нас же пока все по-другому: ослабление карантина провоцирует рост заболеваемости, и как будет завтра – не знает никто.
Пока не будет надежного способа борьбы с болезнью, мы просто обязаны заботиться о своей безопасности сами. Кроме того, мы должны делать правильные выводы из нашего и мирового опыта и главное – научиться устанавливать причинно-следственную связь между вспышками заболеваний и предшествующими им обстоятельствами. Пока что карантин продлен до 31 июля…
Про призначення / поновлення виплати пенсії особам, які виїхали з тимчасово...