19 июля в Украине будет отмечаться День металлурга. Нет для Кировоградской области более грустного праздника. Вообще в последние годы его отмечали лишь в Новомиргороде и Побугском. А в этом году не будут. Из-за карантина празднования перенесены на неопределенное время. А отмечали раньше с размахом. В прошлом году, к примеру, в Новомиргороде на празднике пел Виктор Павлик, а в Побугском – Дзидзьо. А в Долинской, Светловодске, поселке Новом уже давно просто нечего и некому отмечать.
Вообще Кировоградщина – не самая металлургическая область Украины по сравнению с Днепропетровской, Донецкой, Запорожской областями и даже Николаевской с ее мощным глиноземным заводом. А могли бы быть в первых рядах. Если бы запустили грандиозный Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд в Долинской. Если бы выжили светловодские завод чистых металлов и завод твердых сплавов. Если бы не сгинул чугунолитейный завод на поселке Новом. Даже в Бобринце было литейное производство – в Кропивницком до сих пор можно встретить люки с надписью «Бобринец». Если бы, если…
Мы не будем говорить о судьбе трех наших урановых шахт (уран – это тоже металл). В этом случае речь идет о добыче, горном деле, а металлургия подразумевает переработку.
Почему «загнулся» ЧЛЗ?
Печальна участь этого завода. С наступлением независимости чугунолитейный завод остановился, его цеха безнадежно пустуют. И не стоит в этом винить нынешние экономические реалии. Само строительство завода в таком месте изначально было ошибкой. Литейное производство что в Украине, что в мире обычно располагается максимально близко к рудным месторождениям. Ну или максимально близко к мощным грузовым перевалкам – крупным портам. Как известно, поблизости поселка Новый нет ни месторождений железной руды, ни морских портов. Более того, в поселке нет собственного водоема, а для литейного производства воды нужно много.
Светловодск: трупы заводов
Завод чистых металлов был расположен недалеко от берега Кременчугского водохранилища, в городе Светловодске Кировоградской области. Как пишет А.Кузнецов, бывший начальником нескольких цехов и ставший позднее заместителем главного инженера по научно-исследовательским работам, «Ни одно предприятие СССР не выпускало столь широкой номенклатуры полупроводниковых материалов, как ЗЧМ. Тут были как монокристаллы, так и сложные эпитаксиальные структуры. А объем производства монокристаллического кремния на ЗЧМ был сопоставим с этим показателем Запорожского титано-магниевого комбината. И в сумме эти два предприятия Украины изготовляли основной тоннаж союзного кремния».
Теперь кремний здесь вообще не изготавливается. В мире же продаются сотни миллионов компьютеров и смартфонов, в каждом из которых есть несколько кремниевых интегральных схем. А все возрастающий рынок солнечных панелей на монокристаллическом и поликристаллическом кремнии?
Приказ о создании завода был издан в марте 1962 г., а уже 18 августа того же года был получен первый слиток монокристаллического германия. Изначально завод подчинялся Черкасскому заводу искусственного волокна. В период расцвета на ЗЧМ работало около 5000 человек.
Получение монокристалла германия было первым достижением заводчан, за ним последовали другие: монокристаллические кремний и арсенид галлия, самые различные эпитаксиальные слои этих полупроводников и многое другое.
Но самым масштабным достижением ЗЧМ, по мнению многих, была комплексная разработка технологии материала для тепловизоров и приборов ночного видения – HgCdTe. Были решены вопросы, посильные разве что крупному технопарку: создано производство исходных чистых веществ – кадмия, теллура и ртути, в специально организованных лабораториях исследованы процессы синтеза, кристаллизации, отжига и механической обработки и исследования физических свойств HgCdTe, разработаны модели и изготовлено специальное технологическое оборудование. В итоге было создано серийное производство HgCdTe в объемах, требуемых в те годы оборонным комплексом СССР.
Светловодский казенный комбинат твёрдых сплавов и тугоплавких металлов выпускал заготовки для электротехнической и металлургической промышленности из чистых вольфрамовых солей, пластины различных размеров для средств защиты из карбида бора методом горячего прессования и многое другое.
С июня 2007 года Светловодский комбинат твердых сплавов и тугоплавких металлов объявлен банкротом, и началась процедура санации, то есть восстановление платежеспособности предприятия, поиск инвесторов, восстановление производства продукции. С этой целью был назначен арбитражный управляющий, на которого работники завода возлагали большие надежды. К сожалению, им не удалось сбыться. Завод прекратил своё существование. На момент банкротства всё оборудование завода было не только в рабочем состоянии, но и законсервировано для длительного хранения! Схема уничтожения завода проста, как мир: была создана служба безопасности (несмотря на то, что завод имел охрану!), которая и занялась вырезкой оборудования. С целью организации вырезки металлических конструкций в Запорожской области нанимались подготовленные «бригады» лиц, которые официально были оформлены на работу в недавно созданную службу безопасности комбината. Демонтированное оборудование вывозилось в Полтавскую область для продажи в пунктах приема металла.
По всей территории СССР было всего два таких завода. А пластины для бронежилетов, изготовленные из карбида бора, производились только в Светловодске! Их свойства позволяли выпускать бронежилет 5-го уровня защиты весом до 10 кг! Как бы они пригодились сейчас! Стоимость аналогичного импортного жилета составляет несколько тысяч долларов. А чего стоили технологии изготовления изделий из вольфрама! Теперь всё это бесценное оборудование утеряно безвозвратно.
КГОКОР: безнадега
В 1985 году был забит первый колышек на строительстве этой махины в Долинской. В 1986-м к строительству присоединилась Чехословакия, в 87-м – ГДР, в 88-м – Болгария и Румыния. В 1989 г. бригада из немецкого города Эрфурта сдала в эксплуатацию первый дом для работников КГОКОРа.
А потом было начало конца. Из стройки начали выходить иностранцы. Кабинеты Министров каждый год издавали постановления типа «О мерах по финансированию достройки КГОКОРа». Президенты издавали указы такого же содержания. Их были десятки. Но ничего не строилось.
Согласно проекту, продуктивность комбината должна была составить 26,4 миллиона тонн в год окатышей и чистой руды.
По данным Фонда госимущества Украины, задолженность страны по КГОКОРу по состоянию на 1 января 2007 года перед Румынией составляла $ 353 млн, Словакией – $ 115 100 000, Болгарией – $ 1 400 000, Германией – $ 47 340 000. Общая задолженность – $ 517 430 000.
Общий объем инвестиций, необходимых для завершения строительства и ввода в эксплуатацию КГОКОРа, по предварительным данным, тогда оценивался в $ 800 млн.
Согласно данным авторов законопроекта, по состоянию на 1 января 2017 г. по строительству объектов КГОКОРа выполнены работы на сумму $ 1 649 000 000, в том числе стоимость украинской части незавершенного строительства составляет $ 884 100 000.
Еще раз вдумайтесь в эту цифру – 1 миллиард 650 миллионов долларов угрохано!
Каждый, кто впервые видит эту махину изнутри, испытывает шок! По территории комбинат – как небольшой город, внутри него ходили рейсовые автобусы. Дробилки и грохоты просто мегаразмера, внутри каждой может поместиться грузовой автомобиль. Переплетение гигантских труб, каких-то установок. Все вместе создает отличную картинку для какого-нибудь постапокалиптического фильма. Боюсь, что это единственное применение этим угробленным сотням миллионов долларов… ГОКОР втихаря распродают по частям. Работает только теплоцех, потому что так был спроектирован комбинат и город – все теплоснабжение идет за десятки километров по домам Долинской. Цена на тепло по этой причине заоблачная.
Румыния до сих пор на что-то надеется, охраняет свою долю КГОКОРа – колючая проволока, собаки, вахтовым методом из Румынии ездит охрана. Хотя часть прижилась в Долинской, обзавелась семьями…
Хватит о грустном
На фоне отживших свое просто образцово выглядят несколько нынешних предприятий.
Побужский ферроникелевый завод на самом деле тоже несколько лет простаивал, там были крупные аварии – горела трансформаторная подстанция. Дважды он объявлялся банкротом. А потом Фонд госимущества выставил комбинат на продажу, и его купил сначала один инвестор, потом появился второй. Это международная корпорация Solway Investment Group – частная горнодобывающая и металлургическая группа со штаб-квартирой в Швейцарии, работающая по всему миру. Управляет ею Дан Бронштейн (вам, кстати, ничего не напоминает фамилия? Лев Троцкий, «демон революции» из Бобринца, на самом деле по фамилии – Бронштейн).
Solway управляет рудниками и плавильными заводами в Гватемале, Украине, России, Македонии, Индонезии и на Филиппинах, уделяя особое внимание производству никеля. У нее большой портфель проектов в горнодобывающей и металлургической отраслях на разных стадиях развития. По состоянию на 31 декабря 2018 года общие активы группы были оценены в 1,07 миллиарда долларов США.
За все время владения ПФК компания инвестировала в комбинат 130 миллионов долларов, приходилось самому видеть модерновые плавильные печи. На территории комбината есть теплицы и даже плавательный бассейн! Печи при выплавке ферроникеля выделяют много избыточного тепла, вот его и используют таким образом. Люди годами ждут в очереди, чтобы попасть на работу на комбинат. Бюджет Голованевского района держится на отчислениях с ПФК. Комбинат провел в Побугское газ в дома, построил новый садик и школу, и т.д., и т.п.
Вторая история успеха – это работа фирмы «Велта» в Новомиргородском районе по добыче ильменита – титановой руды. Компания начала работать в 2000-м году. Немало лет ушло на подготовку всяких документов, геологическую разведку, защиту запасов в министерствах, разработку проекта карьера и т.д. Потом началась работа, не без сложностей, конечно.
Но итоги налицо. В этом году компания подписала контракт на поставку в США ильменита на 100 миллионов долларов. А также научное подразделение разработало свою уникальную в мире технологию получения титана. Кроме Бирзуловского месторождения, есть лицензия на разработку Лекаревского месторождения, там же, на Новомиргородщине.
Патентные бюро Украины и США уже рассматривают заявку компании по установлению авторского права на новую технологию изготовления металлического титана. Параллельно «Велта» ведет проектирование завода в собственном конструкторском бюро с привязкой к недавно полученному участку. Компания получила в аренду на 29 лет земельный участок промышленного назначения площадью 12,7 га. На этой территории функционировала шахта «Новомиргородская» по добыче бурого угля. После 16 лет работы она была ликвидирована путем затопления, безработными осталось 1500 человек.
«Вертикальная интеграция нашей компании в рамках одного района – это органичное появление индустриального парка и хороший пример реиндустриализации советского промышленного наследия. Если законопроекты о деятельности индустриальных парков, которые сейчас представлены в Верховную Раду, будут приняты и государственные институты будут стимулировать подобные промышленные образования, это даст значительный толчок к интенсивному развитию страны», – говорит Андрей Бродский, генеральный директор компании «Велта».
А в областном центре в 2013 году на базе литейного производства завода «Червона зирка» было создано предприятие «Металит», в 2015-м уже начавшее плавки. Было установлено самое современное оборудование мирового класса, двухтигельные индукционные печи производства Германии. Немецкие же и формовочные машины, и стержневые автоматы, есть и современное украинское оборудование. Теперь на заводе отливают детали не только для нужд родственных заводов «Эльворти» и «Гидросила», но и для железной дороги, автомобильные запчасти, формы для стекольной промышленности, изделия для нужд городского хозяйства – всякие ливневки. Всего не счесть. 8 тысяч тонн первоклассного чугунного литья в год.
Как видно, при толковом менеджменте можно обойти те проблемы, которые в свое время погубили ЧЛЗ на поселке Новом. Завод в Кропивницком находится точно так же далеко от рудных месторождений. Но зато железная дорога рядом: подвозка сырья и отгрузка готовой продукции – без проблем.
Есть успешные небольшие литейные компании в Александрии – «Тривиал Тек», «Александрийская литейная компания», которая производит вполне солидные работы, отливает детали больше тонны весом, в основном для сельхозтехники. Да и в других районах по всей области есть «литейки». Но они в основном отливают решетки для ворот и прочее в таком роде.
Как скоро в области появятся новые крупные металлургические производства? Неизвестно, пока они создаются по одному-два раз в десять лет. Необходим рост экономики, промышленности в первую очередь. И будут у нас новые заводы. Когда-то же будут?
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...