Не доводите до уполномоченного

13:11
529
views

В минувшую субботу сфера обслуживания перешла на украинский язык. Этого требует статья 30 Закона об обеспечении функционирования украинского языка как государственного. Что изменится в нашей повседневной жизни?

Требования распространяются на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности; физических лиц – предпринимателей; других субъектов хозяйствования, которые обслуживают потребителей. Кроме того действие закона распространяется на заведения, оказывающие образовательные, социальные услуги, осуществляющие медицинское обслуживание. Иными словами, везде, где мы являемся клиентами (потребителями), нас обязаны обслуживать на украинском языке. Естественно, ценники, инструкции, меню, билеты – исключительно на государственном.

Ну, вряд ли это можно считать языковой революцией. Уже давно и в супермаркетах, и в кафе продавцы и официанты обращаются к посетителям на украинском. Разве что за некоторым исключением. Да и обслуживающий персонал, в принципе, немногословный. Даже не владеющие украинским (хотя это странно) могут заучить несколько «дежурных» фраз. И желательно, чтобы это был литературный украинский, а не суржик.

В законе есть оговорка: по просьбе клиента его персональное обслуживание может осуществляться на другом языке. Да, этот язык должен быть приемлемым для обеих сторон. То есть требовать перейти на английский или, ради экзотики, на китайский, клиент не может.

За нарушение закона предусмотрена ответственность. В случае нарушения прав на получение информации и услуг на украинском языке предлагается обращаться к Уполномоченному по защите государственного языка – по электронной почте или обычным письмом. Как следствие составляется акт и выносится предупреждение. Устранить нарушение необходимо в течение месяца. Видимо, имеются в виду языковые курсы или репетитор. Повторное нарушение – штраф от 5100 до 6800 гривен.

Вроде бы ничего невыполнимого нет. Вызывает опасение то, что сейчас появится большое количество провокаторов и, уж простите, стукачей. Не секрет, что среди нас есть граждане, испытывающие наслаждение от унижения других. Нормой закона предлагается в случае отказа обслуживать на украинском зафиксировать этот отказ с помощью аудио-, видео- или свидетелей. Сейчас начнется. Люди ведь по-разному выражают свою любовь к государственному языку и защищают его. Кто-то интеллигентно сделает замечание, а кто-то начнет скандалить, записывать на видео и писать письма на адрес уполномоченного. Это, к сожалению, не искоренить. Но и не стимулировать бы…

Кстати, в соседнем супермаркете продавщица вместо привычного пакета предложила «торбинку». Это так мило…