Казалось бы, одновременно работать и учиться – что может быть обычнее? Большинство из нас прошло этот путь. Кто-то днем учился, вечером подрабатывал. Кто-то днем работал, а учился по вечерам или вовсе получал образование заочно. Или год учился, а потом месяц практики, к примеру, на заводе. О том, что может быть другой вариант одновременного получения образования и работы, даже сегодня не все знают. В единственном вузе в Кропивницком, в Экономико-технологическом институте имени Роберта Эльворти внедрили, освоили и успешно практикуют такую форму обучения, как дуальное образование.
Причем это стало особенной «фишкой» этого вуза. На Дне открытых дверей, который недавно прошел в институте, разъяснению всех преимуществ и особенностей дуального образования было посвящено отдельное время.
При дуальной форме обучения студент три дня в неделю учится в вузе, а три дня – работает. Казалось бы, не так и велико отличие от обычного образования и подработки, к примеру. Но нет. Вы, конечно, можете с утра изучать высшую математику, а по вечерам разгружать вагоны или работать официантом в кафе. Дуальная система другая. Если ты изучаешь маркетинг, то и работаешь в отделе маркетинга на производстве, если три дня в неделю осваиваешь финансы и экономику, то другие три дня работаешь в банке, страховой компании, в бухгалтерии завода. И никак иначе. То есть ты учишь, повышаешь свою квалификацию в той сфере, в которой и работаешь.
Как учиться по дуальной системе, не слишком ли велика нагрузка, нам рассказали студентки-третьекурсницы института, изучающие маркетинг и бухгалтерский учет, Анна Хлань и Анастасия Краснюк.
– Уже втянулись в цикл учеба-работа, работа-учеба?
– В прошлом году мы только начали учиться по дуальной системе, поэтому сначала был адаптивный период. Три дня учеба, два дня работа. Но уже с нового года будет всего по три, шесть дней в неделю.
– В свое время очень многие сталкивались с такой проблемой. В институте ты учишь сопромат и химию, а потом приходишь на завод, и оказывается, что сопромат тебе абсолютно не нужен – там совсем другие реалии, большинство того, чему вас учили, оказалось бесполезным. У вас сейчас теория с практикой не расходятся? Нет такого – в учебнике одно, а на предприятии совсем другое?
– На самом деле есть небольшой дисбаланс, некий разрыв между тем, что учим, и с чем встречаемся на практике. Но в дальнейшем все равно эти знания пригодятся. Ну и изучение по учебнику и реальная работа в коллективе – это немного разные вещи.
Бывают разные ситуации, специфические задачи, которые ни одним учебником не предусмотрены, это реальная жизнь.
– Несмотря на то, что вы учитесь вроде бы меньше, чем другие студенты, вы должны получить тот же объем знаний и умений?
– Да, дуальное образование ни в коей мере не идет в ущерб уровню знаний. Просто когда другие учатся по две-три пары в день, то у нас по четыре-пять пар.
– К концу учебного дня вас мозги не закипают от массива полученной информации?
– Сложно, конечно, но мы сами знали, на что шли. И, в принципе, привыкаешь.
– К такой системе образования допускают любого желающего студента?
– Нет. Я проходила специальное собеседование, – говорит Анна.
– А я прошла без собеседования, – говорит Настя. – Но я до этого закончила Инженерный колледж ЦНТУ. И уже работала на заводе «Металит». Поэтому, когда я выразила желание учиться дуально, меня взяли. На работе мне пошли навстречу, заключили договор, сейчас мне его продлили.
– Возвращаясь к пяти парам в день. Педагоги как-то больше вам внимания уделяют, чем «обычным» студентам?
– Да. Нас в группе всего пятеро таких. А всего десять студентов, так что у нас половина дуальщиков. Мы пришли сразу на третий курс, так как обе имеем за плечами инженерный колледж. А те студенты, которые на дуальную форму пришли на первый курс, у них группы больше, но ненамного. Так что преподаватели каждому из нас могут уделить достаточно внимания.
– Все справляются с нагрузками?
– Изначально вся наша группа шла как дуальная. Но половина отказалась от работы, потому что тяжело. А мы справляемся. Хотя во многом приходится себя ограничивать…
Эти девушки, как и другие студенты, не побоялись трудностей необычной формы обучения. Хотя остались без студенческой жизни в привычном значении, с вечеринками, КВН и т.д. Но зато они уже показали свою целеустремленность и как работники всегда будут в цене. Качество подготовки этих специалистов по самой логике выше, чем у студентов, получивших «классическое» образование. Кстати, в Германии, где такую форму обучения и придумали, есть даже закон, обязывающий обучать по ряду специальностей именно дуально. Организацией процесса занимаются торгово-промышленные палаты и ремесленные союзы. Думается, и будущее нашей системы образования за дуальным подходом.
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...