Главная для украинцев страна – соседняя Польша – постепенно отходит от последствий пандемии и карантина. Немалая часть украинских заробитчан пережила всю эту историю на родине. А многим пришлось остаться. Мы поинтересовались у знакомых «украинских поляков», как у них дела?
Музыкант Олег Карауш живет в Польше больше десяти лет. Но ездить туда на работу начал намного раньше, когда еще был музыкантом в областной филармонии. Живет в небольшом курортном городке Колобжег на берегу Балтийского моря.
– Карантин ещё не закончен. С 16 марта работы не было вообще, – рассказывает Олег. – Последнюю неделю началось какое-то движение, но очень слабое. С 15 июня открывают санатории. Надеемся, что отдыхающие подтянутся. И, конечно же, важно открытие границ ЕС (как внутренних, так и внешних).
К масками отношение наплевательское. Дистанцию особо не соблюдают. Даже продавцы в супермаркетах не всегда в масках. Про рынки вообще молчу. Люди подустали от ограничений, все чаще склоняются к конспирологической версии происходящего.
Хотелось бы отметить помощь государства своим гражданам. Суммы разные. Это зависит от формы трудоустройства. В среднем временно безработный, но работавший до карантина (обязательное условие) получает или получит (деньги выплачивают частями в три этапа раз в месяц) от 4000 до 15000 злотых. Плюс для работодателей отмена ежемесячных оплат за свой бизнес и социальных взносов на работников за три месяца (март, апрель, май). Многие из наших земляков не пожалели, что не уехали домой. Насчёт выезда по рабочей визе не могу ничего сказать. А так все хорошо. Было бы здоровье (кряхчу по-стариковски). Всем привет!!!
Сергей Муренец – один из немногих украинских журналистов родом с Кировоградщины, который работает в Польше по специальности. Он корреспондент сайта в Гданьске, посвященного жизни украинских и других трудовых мигрантов (белорусов, россиян).
Он рассказывает: «Число заболевших коронавирусом в Польше растет, однако преимущественно за счет вспышек эпидемии в определенных очагах (шахты, больницы) на юге страны. Ситуация в Гданьске – привычно спокойная. Здесь уже работают все государственные и муниципальные учреждения, кафе, торговые центры, и даже появились первые после карантина туристы. Из аэропорта начали летать самолеты в Варшаву и Краков, а движение поездов через город возобновилось практически полностью.
По-прежнему пустуют большинство офисных центров: многие компании еще не решились вернуть своих сотрудников с работы на “удаленке”. О том, что COVID никуда не исчез, каждый день напоминает защитная маска, которую я ношу в кармане куртки или в сумке. Закрывать рот и нос до сих пор нужно в магазинах и общественном транспорте. Хотя так делают уже далеко не все…
Также в автобусах, трамваях и городских поездах по-прежнему разрешается занимать каждое второе сидячее место, поэтому многие начали ездить стоя. В целом же жизнь в Гданьске постепенно вернулась к привычному ритму: в выходные в парках и на пляжах полно людей, а отели, кафе и рестораны после вынужденного простоя вновь активно набирают персонал на летний период. На жестком карантине осталось разве что само лето. Надеть на лицо маску на улице теперь хочется не ради самозащиты, а потому, что в ней теплее…»
Виктория Прокопова дважды по полгода работала в Польше, на заводе «Жилетт» в Лодзи упаковщицей. Вернулась в Кропивницкий практически за несколько дней до начала карантина. Хочет вновь ехать работать, но пока с этим сложности: «За время карантина разбалансировалась вся мощная структура, связанная с трудоустройством в Польше. Многие фирмы-посредники просто исчезли. Сейчас появляются новые, но связываться с ними рискованно. Рабочую визу я получила. Она хоть и полугодовая, но не “сгорает” в течение года, отсчет идет с момента въезда в Польшу.
Но, кроме визы, надо иметь приглашение от конкретного предприятия в конкретном городе, с вакансией. Это не так просто. Есть так называемые горячие приглашения. Тебе звонят и говорят, что есть для тебя работа, есть приглашение. Но забрать его надо до 18 часов во Львове, там фирма, с которой я сотрудничала. Звонят в 14 часов, а я в Кропивницком. Самолеты туда не летают. Попасть можно поездом из Знаменки, но билетов на него нет. Или ехать автобусом или поездом в Киев, а уже оттуда во Львов. На это уходят обычно сутки. А пытаться все оформить здесь сложно. Львовяне работают на трудоустройстве в Польше по двадцать и больше лет, поэтому им можно доверять.
В первый раз я ехала просто автобусом всю дорогу, он нас забирал около кинотеатра “Зоряный” и довозил до городов в Польше. Сейчас так не возят…»
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...